Эта песня была написана композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым по просьбе кинорежиссёра Леонида Лукова буквально за одну ночь. Уже утром её записали в исполнении Марка Бернеса. В тот же день был снят эпизод для фильма «Два товарища», где эта песня должна была прозвучать впервые на широкую аудиторию.
Но впервые массовый слушатель услышал её в исполнении Леонида Утесова, который получив от Никиты Богословского ноты, без ведома и разрешения авторов начал исполнять песню во время выступлений, а в 1943 году, ещё до выхода фильма на экраны, записал её на пластинку.
«Тёмная ночь» стала по-настоящему народной!
Десятки артистов пели её на свой лад. Среди них Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Дмитрий Хворостовский, Сергей Трофимов, Александр Городницкий, Людмила Гурченко и ещё целый ряд замечательных исполнителей, которых сейчас можно упоминать только с длинными юридическими оговорками…
Каждый раз «Тёмная ночь» звучит по-новому.
Я эту песню помню и люблю с детства. И она, несмотря на текст, время и историю её появления, никогда не воспринималась мною, как военная. Очень уж лирическая и наполненная какой-то удивительной нежностью и интимностью.
Когда моему старшему сыну не было и года, порой я убаюкивал его, напевая «Тёмную ночь» в качестве колыбельной. Уже тогда я напевал её с эдакой джазовой «аранжировкой».
Версия «Тёмной ночи» Марка Бернеса остается для меня эталонной. Но спустя десятилетия я всё же осмелился записать её… в стиле бачаты.
Уверен, латиноамериканские ритмы не испортили классику, а лишь добавили красок в восприятие привычной композиции.
В конце-концов, даже на войне, даже когда «пули свистят по степям», что-то легкое, несерьёзное и не всегда с ровным ритмом – мысли о «глубине ласковых глаз» – помогают выжить.
Сегодня воскресенье. И я делюсь своей легкой и ненавязчивой версией песни. «Тёмной ночью» выходного дня…