Всё новые подробности поступают об Евгении Манюрове – террористе, устроившем стрельбу у здания приемной ФСБ на Лубянке. Вырисовывающийся психологический портрет личности подтверждает: оружие в руки гражданских лиц надо давать с предельной осторожностью, а к фанатам оружия надо присматриваться с большой внимательностью. Ликвидированный террорист не просто любил оружие и работал в ЧОПе, но имел у себя дома целый арсенал и, не исключено, мог быть связан с одной из частных военных компаний (ЧВК).
Манюров не соответствовал представлению большинства о типичных террористах: не араб, не кавказец, не бородач-исламист, а обыкновенный, типичный москвич. Юрист по образованию, учился в Российской академии правосудия. Детей, жены, не было. Говорят, была девушка Маша, но родные и близкие её никогда не видели. Открывал свой бизнес по переводам юридических документов с английского на русский, который закрыл в 2015 году. После этого работал в разных ЧОПах. Последнее время трудился в ЧОП «Щит» (учредитель и директор – Калугин Сергей Владимирович). Учился стрельбе из нарезного оружия в московском тире ДОСААФ на Поклонной горе. До того практиковался и в других тирах, но теперь от него все открещиваются. В ноябре занял третье место в дисциплине PCC (карабин в пистолетном калибре) на соревнованиях Московского городского стрелково-спортивного клуба ДОСААФ.
Жил с больной бабушкой и матерью в двухкомнатной хрущевке на 43 кв.м., где сразу после инцидента был произведен обыск. Изъят арсенал оружия: 7 стволов (газовое, травматическое, гладкоствольное, нарезное), в том числе два нарезных карабина «Сайга», два гладкоствольных ружья, патроны, два снаряженных автоматных магазина. Изъяты также мобильные телефоны, компьютер, стрелянные мишени.
Документы на всё оружие в наличие.
Любопытно другое. Ещё в нулевых, по данным моих источников, он пытался пройти отбор в один из российских спецназов, но не прошёл по состоянию здоровья.
Однако есть сведения, что приблизительно в 1999-2009 годы работал на российское подразделение крупнейшей британской ЧВК G4S.
Это корпорация, в которой работает порядка 500 000 человек почти в сотне стран мира. G4S существует с 1901 года и с тех пор так плотно вросла в систему английских силовых органов: охраняет не только предприятия, но и тюрьмы, Олимпиаду-2012. Кроме того, проводит «гуманитарные миссии» по всему миру. Это сложно назвать ЧОПом.
Сейчас много говорят про «российские ЧВК», в том числе так называемую ЧВК Вагнера, которые де работают в разных странах мира и якобы представляют интересы российских властей и бизнеса. Но G4S вполне можно считать такой же ЧВК «Нас там нет» только британского разлива. Связаны ли эта ЧВК с британскими спецслужбами? Формально утверждать ничего нельзя.
Но есть все основания полагать, что психологический портрет Евгения Манюрова был составлен.
По неофициальным данным, он был участником одного из российских и нескольких англоязычных форумов любителей оружия и военного дела. И предположительно там были его «лучшие друзья» и самые «задушевные собеседники». Психика у него была не самая устойчивая и, при знании портрета личности, поддающаяся манипуляциям.
Мать террориста рассказала СМИ, что последнее время он часто разговаривал по скайпу с иностранцами. С кем – неизвестно. Связаны ли они с британцами или какими-то террористическими организациями? Это предстоит выяснить следствию.
Но я бы не исключал варианта, что он мог быть использован в качестве так называемого «полезного идиота». Этот термин широко использовался спецслужбами Советского Союза и США. КГБ так называло коммунистических активистов, которые не получая материальной поддержки от Союза, организовывали просоветские акции в своих странах. Американцы так называли советских граждан, которые без их участия и поддержки, по велению сердца подтачивали советский строй, опираясь на «западные ценности».
Сегодня в качестве «полезных идиотов» могут использовать почти любого – современные технологии позволяют достучаться до каждого индивидуально. Главное – знать на что и зачем давить.
Евгений Манюров мечтал воевать, был большим любителем оружия, постоянно тренировался в стрельбе. Был слабо социализирован, не имел привязанностей, жаждал «боевой самореализации», но не был востребован. Есть с чем работать психологам…
Нарезной карабин, с которым он пошёл расстреливать людей на Лубянке, был крупного калибра 7,62 мм, но со всеми полагающимися документами. У него были арсенал абсолютно легального (!) оружия, опыт стрельбы и… поддающаяся манипуляциям психика. Какие ещё аргументы против либерализации владения оружием нужны фанатам огнестрела? Да, для совершения террористических актов чаще используется незарегистрированное оружие. Но, как видим, для совершения теракта вполне может быть использовано легальное оружие. Надо только «обработать» владельца. Выводы делайте сами.
Но помните: в России на учете в качестве владельцев огнестрельного оружия состоит более 4,5 млн человек.