Сегодня 30 лет со дня смерти Виктора Цоя. В 1990-е его творчество мало кого оставляло равнодушным. Он был совершенно не такой, как все. Во всем.
Его голос далек от певческих эталонов – порой казалось, что ему и говорить-то сложно, а он ещё и поёт.
Тексты явно выделялись на фоне не только поп-эстрады, но даже среди песен московского рок-клуба.
Этот «советский кореец» отличался даже внешним видом. Как сейчас сказали бы, «разрыв шаблона».
Популярность его была гигантской, хотя на телевидении и радио его почти не было, а интернет ещё не придумали. Но были ларьки с кассетами, где вся интересная музыка была на «пиратских копиях».
Для своего поколения он был как Владимир Высоцкий в 1970-е. Есть такое понятие «поэт поколения». Пожалуй, он был им. Сейчас, мне кажется, таких нет.
Мы с Цоем ровесники. Он на три года меня старше. Жаль, мы не были с ним знакомы лично.
Сейчас он вновь актуален. В России на оппозиционных митингах и всю последнюю неделю в Минске звучит одна его песня «Перемен». Сам Виктор Цой не считал её «песней протеста», но так часто бывает: после выхода в свет произведение живет своей собственной жизнью.
Не все знают, но два года назад вышла его «новая» песня – «Атаман». Она была записана весной 1990 года, но не вошла в последний альбом группы «Кино». Её издали только в 2018…
Ох, смотри не промахнись, атаман
Чтоб не дрогнула рука невзначай
Да смотри не заряди холостых
Да не думай о петле палача
А не то наступит ночь, ночь
И уйдут от нас поля и леса
Перестанут петь для нас небеса
И послушаем земли голоса
А потом наступит день, день
Каждый скажет: «То, что было, не помню»
И пойдём под пастушью свирель
Дружным стадом на бойню
А бог терпел и нам велел – потерпи…
Согласитесь, неплохой текст? И даже по-своему актуальный.
А какие тексты Виктора Цоя вы считаете актуальными сегодня? Кроме «Перемен»…