26.07.2020

Люди А. Годовщина захвата автобуса в Минводах.

Дерзкий и странный захват автобуса в украинском Луцке в минувший вторник, напомнил другой захват автобуса – в Минводах. В Луцке операция прошла с благополучным исходом – всех освободили, никто не пострадал. А тогда, 26 лет назад, в Ставропольском крае спасти удалось не всех.

1994 год. Это было время, когда Россия начала привыкать к тому, что терроризм становится частью повседневной жизни. По крайней мере на Северном Кавказе и в соседних регионах.
Накануне этого захвата в Минводах случилось ещё два подобных налёта. Сценарий был всегда одинаковый: захват автобуса с заложниками в районе Минеральных Вод, затем требование предоставить крупную сумму денег и вертолёт.
Восстановим хронологию.
28 июля. В 16:12 четверо пассажиров рейсового автобуса, следовавшего по маршруту Пятигорск-Ставрополь-Красногвардейск, достали оружие и объявили сорок одного находившегося в автобусе пассажира заложниками. В том числе восьмерых детей. Водителю отдали приказ: ехать к аэропорту города Минеральные Воды.
Когда автобус остановился на парковке у аэровокзала, террористы отпустили семь пассажиров для того, чтобы они передали требования бандитов властям.
Преступники требовали $15 млн и два вертолета с экипажами.
Информацию передали и МВД создало спецштаб. А из Москвы была направлена группа «А», специализирующаяся на борьбе с терроризмом. Я был в составе той группы и в этот день мы как раз отрабатывали действия при освобождении заложников из вертолета. «Альфа» реагирует мгновенно: сигнал, приказ и через несколько минут мы уже на пути в аэропорт. Спецборт и… вдруг выясняется, что на борт не помещается вся команда. В полном боевом обмундировании вместо 35 офицеров помещаются лишь 32. Командир отделения Анатолий Иванович Гречишников предложил молодым сотрудникам самим решить, кто полетит, а кто будет ждать следующей командировки. Тянули спички.
Я помню глаза одного из молодых «альфовцев», вытащивших короткую спичку. На них навернулись слёзы. Так или иначе самолет взлетел и через два часа мы на месте и в боевой готовности.
Местные, разумеется, не сидели сложа руки. Автобус был оцеплен бойцами и бронетехникой. Были начаты переговоры с преступниками. Постепенно освобождали заложников. Террористы уже были готовы на один вертолет вместо двух. Захотели встретиться с руководством прокуратуры края, возбудившей уголовное дело против террористов-предшественников. Но быстро передумали – надо было спасаться самим.
К 02:30 утра 29 июля в автобусе осталось 10 заложников – в основном женщины.
Террористам был предоставлен вертолет. На борт поднялись бандиты и оставшиеся пленники.
В 03:06, в момент, когда вертолет был готов взлететь, местный ОМОН начал операцию…
Сначала раздался взрыв – штаб, возглавляемый заместителем главы МВД РФ Анатолием Куликовым, заранее вложил взрывное устройство на рампу вертолёта. Это был сигнал для ОМОНа и спецподразделения МВД «Вега».
От взрыва створки рампы отлетели назад и покалечили одного из штурмующих. Другие бойцы вместо того, чтобы продолжать операцию кинулись помогать раненому товарищу. У террористов появилось время взорвать в салоне гранату.
Топливный бак должны были заполнить водой, чтобы при штурме вертолет не взорвался. Вместо этого его под завязку заполнили соляркой. Машина загорелась и в ней горели люди.
На месте были убиты две женщины-заложницы и один террорист. Ещё одна женщина и 14-летняя девочка скончались чуть позже в больнице. От осколков пострадали несколько заложников, пять сотрудников отдела СОБР и три бойца спецподразделения МВД «Вега».
Всего этого, наверно, можно было бы избежать, но…
Группа «А» была в полной боевой готовности, мы наблюдали за происходящим со стороны на расстоянии 150 метров и ждали приказа. Но он так и не поступил.
Это была, пожалуй, первая операция по освобождению заложников в новой России, которая завершилась провалом.