«Кому война, а кому – мать родна». Так гласит народная поговорка. И действительно есть те, для кого война и террор – в буквальном смысле бизнес и ничего личного. Кто-то выращивает морковь, кто-то строит дома, а кто-то запугивает, убивает и взрывает людей. Последние – это террористы-наемники, которые даже радикальным исламом скорее прикрываются. Одним из таких был ближайший подручный Хаттаба, соратник Усамы бен Ладена – полевой командир Абу Умар (полное имя — Мухаммед Ас-Сайяф). Араба-наемника «Альфа» ликвидировала 11 июля 2001 года в ходе спецоперации в Чечне.
До сих пор нет-нет да встречаются те, кто считает, что Первая и Вторая чеченские контртеррористические операции были войнами за свободу и независимость, а не за установление зверских законов шариата на территории субъекта Российской Федерации. Чтобы понять, что это была за война, достаточно посмотреть на то, кем были многие лидеры боевиков и так называемые «герои сопротивления».
Абу Умар Мухаммед Ас-Сайяф родился в Саудовской Аравии. В Чечню он приехал в начале 1990-х, закончив высшие религиозные учебные заведения Иордании и Саудовской Аравии. Приехал насаждать радикальный ислам.
Обосновался в Гудермесе и начал заниматься «проектами». На них откуда-то быстро находились деньги и другие необходимые ресурсы.
Он открыл медресе, начал готовить судей для шариатских судов, только что появившихся в республике. Совместно с террористами Эмиром Хаттабом и Абу Джафаром открыл в Шатойском районе школу по подготовке диверсантов.
Очень беспокоили Абу Умара «вопросы образования», а «друзья с Востока» охотно поддерживали его начинания.
«Школа» выпустила несколько сотен террористов, «звездными выпускниками» которой стали Денис Сайтаков и Ачимез Гочиев. Те самые, что организовали в 1999 году взрывы жилых домов в Москве (погибло 288 человек, 743 были ранены), Волгодонске (19 погибших, 89 раненых), Буйнакске (64 погибших и 146 раненых) и Ташкенте (16 погибших, раненых более 100 человек).
Согласно опубликованным ФСБ данным, именно через Абу тогда прошли $700 тыс., выделенные арабами на организацию взрывов домов.
Первую чеченскую Абу Умар прошел в отряде Хаттаба, возглавляя сравнительно небольшую группу диверсантов. Она подрывала фугасами колонны федеральных сил, минировала блокпосты и расположения воинских частей. Собственной «фишкой» Абу Умара считалась установка взрывных устройств на стволах и в кронах деревьев, растущих вдоль трассы. Это позволяло убивать тех солдат и офицеров, что ехали «на броне».
Воевать сам Абу Умар закончил в декабре 1997 года. Нападая на воинскую часть в дагестанском Буйнакске, он подорвался на мине и потерял ногу.
Тогда он полностью сконцентрировавшись на вопросах «образования» и финансах. Именно через него Эмир Хаттаб получал деньги и задания от международных исламских террористических группировок.
Вторую чеченскую кампанию Абу Умар встретил в горах, куда переместился его учебный центр. Подготовленные им террористы устраивали теракты у воинской части в Волгограде, серию взрывов во Владикавказе, Минводах, Пятигорске и Невинномысске.
Этого «узкого специалиста широкого террористического профиля» федеральные силы разыскивали долго. Прижать его удалось лишь в июле 2001 года благодаря конфликту, возникшему между боевиками.
Сотрудник ЦОС ФСБ РФ, генерал-майор Илья Шабалкин рассказывал:
«Между боевиками-чеченцами и наёмниками-арабами существовало противоречие. Боевики-чеченцы превратились в пушечное мясо, а все деньги, которые идут из международных террористических организаций, как правило, оседают в руках наёмников арабов и боевикам чеченцам ничего из этого не достается».
Операция длилась две недели, поиски велись в нескольких районах Чечни. В частности, в Шалинском районе. И вот, разведке стало известно о приезде Абу-Умар в село Майртуп Курчалоевского района «по делам». Это порядка 30 км от Шали.
Он соблюдал все меры предосторожности и почти не появлялся на улице. Но местные жители были в курсе появления незваного гостя и сдали его спецслужбам.
11 июля в село приехала спецгруппа. Завидев людей в форме, Абу-Умар спрятался в подвале.
Первый обыск дома, где скрывался араб, ничего не дал. Бойцы «Альфы» уже были готовы перейти в другой двор, но… один из «альфовцев» обратил внимание на показавшуюся ему подозрительной ступеньку деревянной лестницы.
Спецназ занял позиции вокруг дома. Когда один из офицеров выломал половицу, из-под лестницы ударили автоматные очереди. Сотрудник «Альфы» был ранен, но товарищи уничтожили засевшего в укрытии Абу Умара и задержали нескольких его боевиков.
Важную роль в успехе операции сыграли и бойцы отряда «Русь» МВД РФ. Они десантировались в селе в непосредственной близости от места укрытия бандита и не дали ему уйти в горы.
В кармане у убитого соратника Хаттаба и Усамы бен Ладена был «протокол заседания шариатского суда». В нем говорилось об отстранении Аслана Масхадова от должности президента Ичкерии. Речь шла не об отставке, а о физическом устранении. Подписал его Шамиль Басаев.
«…По законам шариата Масхадова Аслана сына Али признать виновным и придать имя его и его род позору…» и подпись: «Абдула Шамиль Абу Идрис Басаев».
Абу Умар как никто другой подходил на роль организатора-ликвидатора.
Но 11 июля 2001 года араба-наемника самого ликвидировали. Силами спецназа «Альфа». Лишь одна эта операция спасла многие и многие жизни мирных граждан и остановила волну терактов в нашей стране.