«Наши соболезнования, вынуждены сообщить, что Виталий Вячеславович Зиненко погиб при исполнении служебных обязанностей», – с такими словами 1 мая 2013 года на пороге квартиры на третьем этаже дома по улице Топоркова в Александрове Владимирской области появились офицеры Центра специального назначения «Альфа». Так Вячеслав Николаевич и Елена Валерьевна Зиненко узнали о гибели сына.
Истории про погибших сотрудников «Альфы» – это, как правило, рассказ про подвиг и конкретную операцию. И это вполне справедливо. Но сегодня я хочу рассказать про человека. Про его путь в спецназ.
Когда кто-то из учеников средних и старших классов в советской школе проявлял несамостоятельность, учителя любили говорить: «Аркадий Гайдар в твоём возрасте командовал полком!» Сейчас изменились и время, и герои для подражания. Большой самостоятельности не стоит ждать не то, что от 16-летних недорослей, но даже от 20-25 летних. Время спокойное, относительно сытое, да и врага у границ вроде бы нет. Взрослеют позже, чем раньше.
Но из каждого правила и в каждом поколении есть свои исключения. И Виталий Зиненко был как раз таким – исключительным.
Отличник в учебе, победитель конкурса «Умники и умницы». Увлекался историей, серьёзно занимался живописью, играл в школьных спектаклях. Имел все шансы поступить и в театральное училище, и в МГУ, и в МГИМО… Но предпочёл погранучилище, а затем группу «Альфа».
Старший лейтенант, пулемётчик, офицер Управления «А» Центра специального назначения ФСБ России за свои 25 с половиной лет успел прожить насыщенную и осмысленную жизнь. Многим это не удаётся и до старости…
Парень из семьи советских провинциальных интеллигентов. Отец Вячеслав Николаевич – инженер, мать Елена Валерьевна – учительница музыки.
Виталий Зиненко родился в День сотрудника органов безопасности – 20 декабря 1986 года в городе Аркалык Кустанайской области, Казахской ССР. Но сразу после развала СССР семья перебралась в Александров – небольшой городок Владимирской области. Здесь Виталий пошёл в школу №5, которая теперь носит его имя.
«Моя профессия будет на букву А», – говорил маленький Виталик.
Он выбирал между актером, архитектором и археологом пробовал себя в каждой из профессии. Пусть эти «пробы» были в школьные годы, но он отдавался делу искренне и всерьёз.
Он мог стать актёром. Играл в местной театральной студии «Встреча» под руководством Татьяна Евгеньевны Ехмениной.
Как-то он играл старшину Васкова в спектакле «А зори здесь тихие». Ехменина рассказывает, что бережное, отцовское отношение своего героя к молодым девчонкам-бойцам он передал не хуже иных взрослых актеров. Он не играл, а переживал роль.
Мог стать архитектором – он закончил по классу изобразительного искусства.
Или археологом – занимался краеведением, ходил в экспедиции.
Но одно увлечение повлияло на его выбор пути сильнее других. Это был военно-патриотический клуб «Сокол», где ребята изучали военное и морское дело, тренировались, носили форму и чеканили шаг на местных парадах в День Победы.
Однажды в тяжелую аварию попала одноклассница Кристина Дорогобид с подругой. Виталий, случайно оказавшиеся вместе с товарищем поблизости, оказывал первую помощь до приезда врачей. «Кто, если не я», – такой девиз он выбрал себе в школе. Почти что девиз ВДВ: «Никто, кроме нас».
Виталий решил стать военным и начал серьёзнее, чем раньше заниматься физподготовкой и военными практиками.
Он продолжал учиться в родной школе, но параллельно поступил в Школу Армии – кадетский корпус в Киржаче. От Александрова это 40 минут на электричке. Каждый день. Занятия не пропускал никогда. Порой приходилось оставаться ночевать у ребят в казарме – на электричку до дома успевал не всегда. А утром обратно в Александров – в школу.
Отличник. Он мог пойти в любой из лучших гражданских вузов страны. Но выбирал между Рязанским военным училищем ВДВ и Голицынским пограничным институтом ФСБ России.
Решил поступать в Голицыно.
И уже здесь он тоже становится лидером, как в школе. Быстро получает звания: младший сержант, сержант, старший сержант.
Первое место в кроссах на 5 км с полной выкладкой и соревнования по поднятию полутора пудовой гири, результат – 152 раза.
Наградной знак – «спортивная гордость института», подписанный в 2009 году генерал-майором Владимиром Городинским.
Благодарность руководства института родителям за воспитание сына.
Сокурсники Виталия рассказывали, как его сразу назначили командиром отделения, что он был для них авторитетной фигурой и умел разрешать любой спор силой убеждения, а не кулаками.
Решение попасть в спецназ «Альфа» Виталий Зиненко принял, учась на первом курсе. И начал готовиться.
Он придумал для себя «зарядку до зарядки». Вместе с другом Алексеем он вставал за час до подъема и совершал часовую пробежку. А потом присоединялся к общей групповой зарядке.
Строгий отбор после окончания института Виталий прошёл с первого раза и был зачислен в Управление «А» Центра специального назначения ФСБ России.
Служил в 6-м оперативно-боевом отделе «Альфы» 3,5 года. Его вспоминают, как улыбчивого, открытого, отзывчивого и скромного парня.
«Альфовцы» его поколения почти все проходили боевое крещение на Северном Кавказе. В Чечне, Дагестане, Ингушетии, Северной Осетии…
Во время первой такой командировки командир обратился к молодым сотрудникам: «Кто возьмет пулемет?»
Вопрос это серьёзный, так как это минимум 15-20 кг постоянной дополнительной нагрузки. Не считая и без того тяжёлого обмундирования – бронежилета, шлема и прочего. Виталий вызвался. Так он стал пулеметчком.
В 2012 году, находясь в служебной командировке, участвовал в проведении спецоперации по поимке одного из лидеров бандформирований. На одном из участков операции создалась угроза жизни сотрудникам подразделения, в котором служил старший лейтенант Зиненко. Мгновенно оценив ситуацию, Виталий решительными действиями нейтрализовал угрозу, тем самым позволив завершить боевую операцию успешно и без потерь. За ту операцию его наградили медалью ФСБ России «За участие в контртеррористической операции».
Виталий Зиненко часто выезжал в командировки на Северный Кавказ, участвовал в оперативных мероприятиях по задержанию преступников в других регионах страны. За несколько дней до гибели отличился при захвате крупных наркоторговцев.
30 апреля он в составе группы вышел на очередное задание в Москве – задержание торговцев «белой смертью». И погиб.
Накануне Пасхи, в дни Страстной седмицы – это важная деталь, он был верующим и воцерковленным человеком. В эти дни, как принято считать, Бог забирает лучших.
Прощание с Виталием Зиненко проходило в Ритуальном зале ФСБ на Пехотной улице.
Отпевание – в храме святого мученика и целителя Пантелеймона.
Похоронили на Николо-Архангельском кладбище в Москве, на аллее Славы.
На школе в Александрове установили мемориальную доску с его именем.
Спустя несколько месяцев после гибели Виталия, у Виктории, его вдовы, родился ребёнок.