«Какой спецназ самый крутой в мире!» – вопрос, который мне задают чаще других. Мой ответ очевиден, но я всегда оговариваюсь: самое опасное –переоценить свои силы и недооценить противника.
«Наши поезда – самые поездатые поезда в мире»? Такой подход лучше избегать в любом деле. Тем более, если «эксперты» по поездам видели их только по телевизору.
На днях Центр политической информации (ЦПИ) представил рейтинг оборонного потенциала государств – Россия на первом месте. США и Китай отстают. Политолог из ЦПИ Алексей Мухин говорит об отличительной особенности России: «военный потенциал идет вверх, а военные траты – вниз».
В отличии от других рейтингов, которые составляют международные организации, наш – самостийный и суверенный – учитывает эффективность затрат государств на вооруженные силы, способность применять «мягкую силу», экономику и объем собственных природных ресурсов, качество и стабильность управления, наличие военных союзов (типа НАТО) и многое другое.
Учитывать «многие факторы» – подход правильный, но всё же основным из них всегда будет материальный. Без денег у армии потенциала нет. Напомню лишь две цифры, которые легко проверяются на официальных сайтах правительств России и США. В 2018 году военные расходы России составили $61,4 млрд, а США – $649 млрд.
Есть и нюансы… Например, в феврале «Интерфакс» сообщал о задержании замначальника Генштаба РФ генерал-полковника Халила Арсланова по делу о хищении 6,7 млрд руб. Большие деньги… Но даже если не вычитать этот «коэффициент жадности» из военных расходов, десятикратная разница в бюджетах играет роль.
Да, российские ВС и, в частности, спецназ, одни из самых эффективных. Факт. Но стоит ли потенциал мерять сомнительными «линейками»?
Подобные рейтинги, по моему мнению, не столько отражают объективную реальность, сколько затуманивают взгляд и настраивают на шапкозакидательские настроения. А лучшая война – та, что удалось избежать. Это надо помнить тем, кто отдает приказы.