05.07.2024

Ждут ли «Альфу» в театрах?

Отгремели первые десять показов спектакля «Люди А. Выбор». Заявляю так громко, потому что с успехом прошли. Один месяц, семь городов, десять прогонов. Неизменно полные залы, овации, благодарности. Президентский фонд культурных инициатив (ПФКИ) поддержал наш театральный проект. Мы за 30 дней отработали всё, что другие растянули бы на год. Видя, что спектакль совершенно точно удался, мы с Леонидом Якубовичем позволили себе мечту. “I Have a Dream”, – как говаривал один исторический персонаж. В общем, мы хотели, чтобы спектакль, который отлично встречают зрители, который поставил заслуженный деятель искусств республики Крым, режиссер Юрий Маковский, взяли в репертуар какого-нибудь московского театра. И мы пообщались с руководством нескольких столичных площадок.

«Классный спектакль, интересный, добротный, яркий», – говорят нам буквально хором худруки. Но после находят миллион и одну причину отказать. Поставлен профессионально хорошим режиссёром? Ок. Спектакль идёт на ура и будет собирать кассу? Ок. По пьесе Якубовича, чья фамилия сама по себе привлекает зрителей? Ок.

Что же не так? И вот тут начинается художественный свист и словесный кисель. Если усушить его до смысла, то остаются два тезиса.

Во-первых, не та тема – не нужны московским театрам истории про героев спецназа, даже если история рассказана по-человечески и психологизма столько, что у зрителей к концу показа практически всегда глаза на мокром месте.

Во-вторых, не из тусовки мы. Театральный мир – это вам не программа советского ТВ «Алло, мы ищем таланты!» Тут очередь из «своих» и будь ты хоть трижды заслуженным и народным, пусть твои спектакли уже собирают полные залы, овации и «хорошую прессу»… Если не «свой» – вход тебе заказан. Одним словом, как назвал московскую богемствующую элиту один деятель искусств, «особняк» – «особые русские».

Наша мечта была в том, чтобы нашу историю могли увидеть все желающие, не подгадывая время под график наших гастролей, а просто взял семью и пошел вечером в театр. Посмотрел жизненную историю, что-то понял, о чем-то задумался, что-то осталось в виде послевкусия на потом… И всем хорошо. Зрителям – хороший спектакль. Нам – история в массы. Театру – касса. Но, увы, складывавшаяся десятилетиями конъюнктура диктует иные правила.

Мы, разумеется, не теряем надежду. Потому что «Альфа» не сдаётся…