Решено: в России возродят медвытрезвители. В 2011 году в нашей стране закрыли последний из них и вот, спустя восемь лет, пришло осознание: нужная была система, полезная. Только теперь на этом ещё и зарабатывать будут в рамках государственно-частного партнёрства (ГЧП). Частных партнеров будут выбирать власти.
Вчера в Госдуме соответствующий законопроект представлял депутат-единоросс Александр Хинштейн.
Он отметил, что услуги вытрезвления невозможно финансировать за счет программы государственного медстрахования, поэтому законопроект предусматривает создание региональных сетей вытрезвителей на основе ГЧП. Стоимость услуг вытрезвления для гражданина депутат предлагает ограничить 2000 рублей. Остальное частнику «компенсирует» бюджет.
После ликвидации вытрезвителей, работа с лицами в состоянии алкогольного или наркотического опьянения в нашей стране легла на плечи врачей скорой помощи, которые доставляли «клиентов» либо в токсикологические отделения больниц, либо по месту регистрации несчастных. Но пьяный или обдолбанный гражданин может представлять опасность не только для себя и окружающих, но в том числе для медиков. Если полезет драться, то ни резиновой дубинки, ни наручников, ни полномочий применять силу у врачей нет.
Интересно, что эти «пережитки советского прошлого» продолжают действовать в Белоруссии, Чехии, Польше. В Германии открыты специальные «камеры для протрезвления» при полицейских участках и клиниках. То есть, ценность и необходимость данного «общественного института» не вызывает сомнений во многих странах. В России же для этого понадобился восьмилетний «эксперимент» с ликвидацией медвытрезвителей. И теперь это станет кормушкой для каких-то бизнес-структур. В 2009 году, накануне ликвидации системы, в вытрезвителях побывали в общей сложности 2 млн 558 тыс. человек. При стоимости услуги для граждан в 2000 рублей, речь идёт об оборотах в 5,2 млрд рублей в год. Но ГЧП подразумевает, что частникам будут ещё доплачивать из бюджета. А значит, бизнес на вытрезвителях может стать сопоставимым с бюджетом довольно крупного российского города.
Если руководствоваться общественным интересом, то неясно, к чему в системе, где подразумевается участие полиции (только они имеют право пусть временно, но ограничивать свободу граждан), нужен частник. Для окупаемости? Но эту задачу можно решить проще – за счёт штрафов. Статья 20.21 «Появление в общественных местах в состоянии опьянения» КоАП РФ подразумевает наложение административного штрафа в размере от 500 до 1500 рублей. Если этого мало, то штраф можно увеличить на те самые 2000 рублей, которые государство сможет потратить на содержание вытрезвителей. Без бюджетных трат всё равно не обойтись, а сделав систему государственной, обойдётся это существенно дешевле – при фиксированном фонде оплаты труда теряется смысл в приписках.
Или же смысл возвращения проверенной системы как раз и заключён в создании ГЧС и сборе 2000 рублей плюс бюджетные дотации за каждого пьяного? Ведь в масштабах нашей великой Родины эти сумму превращаются во многие миллиарды рублей.