В связи с новостями последних дней о лжеминированиях самолетов «почтовыми террористами», которых пока так и не поймали, вспоминаю историю 1983 года. Тогда в Тбилиси захватили пассажирский самолёт. И это был необычный теракт, а абсолютно кинематографичная история про советскую «золотую молодежь», которая, как пел Борис Гребенщиков, «сходит с ума от того, что им нечего больше хотеть». Тогда теракты были в диковину, но противник был очевиден и группа «А» КГБ СССР довольно быстро освободила заложников, взяв самолёт штурмом. Без жертв не обошлось, но это была не вина «Альфы».
Сегодня новостью о терактах или захвате самолета никого, увы, не удивишь – много их, привыкли, выработался иммунитет. А тогда, в 1983 году это был шок. Газеты и телевидение, конечно, не будировали этот сюжет, но слухи по стране как-то расползались. Уже вовсю шла война в Афганистане и ожидать можно было чего угодно, но террористами совершившими дерзкое преступление оказались не ваххабиты или моджахеды, а самая настоящая «золотая молодежь».
Идейным вдохновителем угона самолёта был священнослужитель Грузинской православной церкви Теймураз Чихладзе. Он подсказал посещавшим его церковь прихожанам из числа детей местной элиты идею побега на Запад с оружием в руках. Сам в реализации плана не участвовал. В группу вошли семь человек из хороших семей.
Лидер группы стал 25-летний Иосиф Церетели – художник киностудии «Грузия-фильм», сын члена-корреспондента АН Грузинской ССР, профессор Тбилиского университета Константина Григорьевича Церетели.
Другие участники группы тоже как на подбор.
26-летний Каха и 30-летний Паата Ивериели – сыновья профессора, заведующего кафедрой Института усовершенствования врачей.
Герман Кобахидзе – 21-летний сын кинорежиссёра Михаила Кобахидзе и актрисы Нателы Мачавариани. В его доме участники заговора тренировались в стрельбе из пистолета.
Давид Микаберидзе, 25 лет, сын управляющего строительным трестом «Интуриста» Раждена Микаберидзе.
Тинатин Петвиашвили – дочь известного советского физика Владимира Петвиашвили, 19-летняя студентка архитектурного факультета Академии художеств.
Седьмым участником был директора проектного бюро Госкомпрофтехобразования Григорий Табидзе. Он единственный из всех имел криминальный шлейф – был трижды судим: за грабёж, угон машины и злостное хулиганство.
Что не хватало этим детям с серебряной ложкой во рту, этим отпрыскам советской культурной, научной и партийно-хозяйственной номенклатуры? Благодаря родителям им были открыты все двери, у всех неплохо складывалась карьера, многие бывали на «загнивающим Западе» по турпутевкам. При большом желании каждый из них мог запросто эмигрировать, став невозвращенцами, но… это же не круто. Они хотели славы и чтобы о них говорили, как о героях-диссидентах.
Подготовку к своему «звездному часу» они начали с просмотра на закрытом показе учебного фильма «Набат», снятого для министерства гражданской авиации СССР. В нём показаны и действия угонщиков, и порядок действий членов экипажа. Помогли связи Церетели на киностудии «Грузия-фильм». Многие действия потом они копировали из кино.
17 ноября 1983 года Герман Кобахидзе и Тинатин Петвиашвили сыграли свадьбу. Среди гостей «случайно» оказалась дежурная аэропорта Тбилиси Анна Варсимашвили. С её помощью террористы сумели пронести на борт самолёта оружие, избежав досмотра. Это были два пистолета ТТ, два Нагана и две ручные гранаты.
Итак, семёрка оказалась на борту, который направлялся в Батуми. После 16:00 борт должен был оказаться на минимальном расстоянии от советско-турецкой границы. Сыграла роль случайность. Из-за сильного бокового ветра экипажу была дана команда возвращаться в Тбилиси. Пассажирам об этом не сообщили.
В 16:13 угонщики начали захват самолёта, взяв в заложники стюардессу Валентину Крутикову и направились в сторону кабины пилотов. Начались бардак, стрельба и бессмысленные смерти.
Оставшиеся в салоне террористы начали расстреливать тех, кто якобы мог быть сотрудником службы авиационной безопасности. Они убили одного и тяжело ранили ещё двоих пассажиров. К правоохранительным органам они отношения не имели.
Преступники ворвались в кабину пилотов и, угрожая пистолетами, потребовали изменить курс и лететь в Турцию. Но самолет был над Тбилиси, а не на подлете к Батуми, как они предполагали. В ответ на возражение пилотов, Табидзе открыл огонь и убил бортмеханика, а также тяжело ранил проверяющего. Они не заметили штурмана и он, достав пистолет, убил Табидзе, а также тяжело ранил Церетели. Этого в планах террористов из хороших семей не было. Командир воздушного судна также достал оружие и присоединился к стрельбе. Он сумел ранить обоих братьев Ивериели, но был ранен и сам. Пилотировавший самолёт второй пилот начал резкие манёвры в воздухе, меняя высоту и направление движения, чтобы сбить захватчиков с ног. Возникла заминка и штурман смог затащить проверяющего в кабину, а бортпроводница помогла запереть дверь в кабину пилотов. На землю был дан сигнал тревоги и был начат возврат в Тбилиси.
Террористы стреляли, пытаясь открыть бронированную дверь, но тщетно. Тогда они взялись за пассажиров: убили ещё одного пассажира и ранили пятерых. Угонщики ещё раз потребовали лететь в Турцию, но в 17:20, пользуясь сумерками и плохой видимостью, экипаж сумел посадить захваченный лайнер в аэропорту Тбилиси.
На земле самолет отогнали на дальнюю стоянку, где его оцепили военные. Одна из стюардесс ещё на пробежке самолёта после посадки открыла один из аварийных выходов и выпрыгнула на взлетно-посадочную полосу. Другая, помогавшая ей бортпроводница, выпрыгнуть не успела – её застрелил Микаберидзе. Увидев, что самолёт всё-таки приземлился в СССР, он тут же покончил с собой. Один из пассажиров так же выпрыгнул и попытался бежать, но думая, что убегает террорист, по нему открыли огонь. Чудо и невероятное везение, что не попали. Начались переговоры, который начал вести зам начальника Грузинского Управления гражданской авиации. Требования террористов оставались неизменными: дозаправка и Турция.
В аэропорт подтянулась всё грузинское начальство во главе с будущим первым президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе. Но разговор с террористами не складывался – от своих требований они не отступали и угрожали взорвать самолет.
Тем временем в приземлился специальный рейс с сотрудниками группы «А» КГБ СССР. Во главе – командир группы Геннадий Николаевич Зайцев. Штурмом самолёта было поручено командовать майору Михаилу Васильевичу Головатову.
Оставшиеся в живых члены кабинного экипажа покинули самолёт через форточку. Под видом технического обслуживания и дозаправки, во избежание пожара в случае взрыва, было слито топливо и самолёт был обесточен. Была произведена подготовка к штурму.
После многочасовых безуспешных переговоров оставшиеся в живых террористы сдаваться отказались и в 6 часов 55 минут утра 19 ноября самолёт был взят штурмом сотрудниками «Альфы».
Штурмовыми группами командовали Михаил Васильевич Головатов и Владимир Николаевич Зайцев. Штурм длился 4 минуты, за которые никто не пострадал – угонщики так и не сумели воспользоваться имевшимися у них гранатами. Та часть операции, за которую отвечала группа «А» была быстрой и бескровной. Успели до семи утра…
Неясным остаётся только одно: чего не хватало этой «золотой молодежи»? И чего не хватает сегодняшней, которая так же не всегда дружит с головой?