21.02.2020

Что такое «киберугрозы» на самом деле?

На прошедшей расширенной коллегии ФСБ президент России Владимир Путин особый акцент сделал на информационной безопасности страны и киберугрозах. Обыватели под киберугрозами до сих пор понимают, условно говоря, вирусные атаки. В действительности же это давно более серьёзная и всеобъемлющая история.
«В ряде стран уже созданы специальные центры для проведения таких акций, – отметил Путин. – Разрабатываются стратегии превентивного применения киберсредств».
Особое внимание планируется уделить защите компьютерных систем органов власти, государственных электронных сервисов, операторов связи, банковских организаций и крупных компаний.
Но и это лишь верхушка айсберга. На что способны и что на самом деле такое «киберугрозы»?
Начнём с малого – с нарушения стабильности интернета. В конце декабря 2019 года внезапно из-за корпоративного конфликта приостановил работу хостинг-провайдер «Айхор», услугами которого пользовались десятки тысяч сайтов. Никаких хакерских атак – просто отключили рубильник электричества. Никто не погиб, но ущерб для бизнеса был многомиллионным, а отдельные региональные органы власти были парализованы.
Скрытые угрозы со стороны проправительственных группировок. В 2019 году различными аналитическими центрами, следящими за хакерскими активностями, заметили активность 38 таких групп. Семь – новые, целью которых является шпионаж. Любопытно, что известные в публичном пространстве проправительственные группировки в основном из развивающихся стран. Информация об атаках и инструментах подобных групп из развитых стран по-прежнему не публикуется.
А есть ещё угрозы не государственного уровня, связанные с мошенническими действиями, использовании технологий социальной инженерии, фишинга, воровства данных. И даже если никто в результате этих атак не умирает, то экономический ущерб давно идёт на сотни миллионов в твердой валюте. Так что работа над кибербезопасностью не заканчивается установлением антивируса на свои гаджеты.
Но это всё «цветочки»!
А вот примеры прямого военного использования информационных технологий.
Март 2019 года. В результате атаки на ГЭС Венесуэлы большая часть страны осталась без электричества на несколько дней.
Май 2019. В ответ на кибератаку армия Израиля произвела ракетный (!) удар по хакерам группировки «Хамас».
Июнь 2019 года. США использовали кибероружие против иранских систем контроля за запуском ракет в ответ на сбитый американский беспилотник. Это, кстати, означает, что критические инфраструктуры многих стран уже скомпрометированы. И доступ к иранским ракетам есть, судя по всему, у американских хакеров.
Сентябрь 2019. Вспомните атаку дронов на НПЗ в Саудовской Аравии. Тогда по неясным причинам парализованными оказались системы ПВО. Одно из наиболее внятных объяснений связано со взломом этих систем накануне.
«Киберугрозы» давно стали не виртуальными, а реальными угрозами – настолько серьёзными, что любое их преувеличение может оказаться… недотягивающим до реальности.