19.06.2020

«Цирк Дурова» и иллюзии конфиденциальности

Основатель Telegram Павел Дуров поздравил российских пользователей с разблокированием мессенджера на территории страны и выразил надежду, что это «позитивное изменение» будет долгосрочным.

Вчера Роскомнадзор объявил, что снимает ограничения доступа к Telegram, введенное в апреле 2018 года. Тогда Дурова публично отказался передать ФСБ так называемые «ключи шифрования», позволяющие читать переписки пользователей. Тогда он стал героем в глазах оппозиционно настроенных граждан. А доверие к его продукту резко возросло: не побоялся сказать «нет» самой ФСБ!
Однако уже в августе того же года в Пользовательском соглашении, которое каждый пользователь принимает автоматически, появился пункт о возможности передачи сведений спецслужбам по решению суда. Его как-то и не заметили в волне восхищения смелостью Павла Дурова.
Но надо понимать, что Дуров на самом деле мало, чем отличается от Сергея Полонского или Евгения Чичваркина – весьма одиозных российских коммерсантов. Помните, как основатель ВК и Телеграма выкидывал деньги из окна офиса в Санкт-Петербурге? Нет, это не гражданский лидер – граждан он не особо уважает. Это коммерсант, у которого сначала поперло, а потом не очень. А раз так, что почему бы Павлу Дурову не сотрудничать со спецслужбами? Если это полезно для бизнеса?
Он бизнесмен и никому не обещал быть лидером российской оппозиции. Так что говорить о «безусловном отказе от сотрудничества» не приходится. Да, вероятно, возможности читать переписки всех пользователей в режиме онлайн у российских спецслужб нет. Для чтения требуется решение суда. Но получить судебный приказ или решение следкому, ФСБ, ФСО и другим госорганам проблемы не составляет.
«Улучшение алгоритмов поиска экстремизма», которое послужило поводом для смягчения государственных санкций, это повод, а не причина снятия блокировок. Если злоумышленники профессионально планируют, скажем, совершение теракта, то алгоритмы вряд ли будут эффективны. Вряд ли террористы будут использовать слова «CL-20», «тэном» или «диаминоазоксифуразан». (Это всё названия взрывчатых веществ). Подобные слова легко заменяются на безобидный список продуктов, имена героев мультфильмов и т.д.
Но тогда без предоставления доступа спецслужбам, которые будут разгадывать эти коды, не обойтись. Если нужна максимальная конфиденциальность, то заботиться об этом надо самостоятельно. Недавний скандал со швейцарской компанией CRYPTO AG это очень четко показал. Тогда на удочку аутсорса шифрования секретых переписок попались десятки стран. И «Крипто» – была компанией с полувековой историей. О Телеграме такого не скажешь…
Учитывая то, как непоследовательно действовали наши власти в процессе блокировки Телеграма, очень похоже на то, что Павел давно и плодотворно сотрудничает со спецслужбами. И всё это был просто цирк.