11.02.2023

Дрожь земли и глобальное недоверие

Землетрясения в Турции и Сирии, жертвами которых стали тысячи человек, кажутся далёкой телевизионной картинкой. Но это касается не только турков, сирийцев, курдов и других народов, проживающих близко к эпицентру. Это история про дыры в мировой системе безопасности. И я вовсе не про мифическое (или не совсем?) сейсмическое оружие…

Мы знаем, что Россия отправила на помощь отряды спасателей, которые помогают тем, кто оказался под завалами. Героически, порой с риском для собственных жизней, лезут туда, куда боятся идти спасатели других стран. Но в МЧС знают: дорога каждая минута и кому-то её может не хватить.

Но это всё борьба с последствиями…

Мало кто сейчас вспомнит, что настоящее развитие сейсмологии началось с изобретения электромагнитного сейсмографа русским ученым, князем Борисом Борисовичем Голицыным в 1906 году. Данные накапливались десятилетиями и их анализ привел к фундаментальным открытиям, например, к понимание внутреннего строения Земли и физического механизма, приводящего к землетрясениям.

Сейчас сейсмическую активность мониторят по всему миру с помощью похожих, но усовершенствованных аппаратов. В реальном времени работают и обрабатывают данные тысячи высококачественных сейсмографов. Основные центры обработки и хранения данных находятся в США, Европе, России и Японии. В среднем приборы мировой сейсмологической сети регистрируют более 200 тыс. землетрясений в год. Большая часть из этих сейсмических событий не ощущаются на поверхности Земли.

Казалось бы, науке недалеко до того, чтобы предсказывать землетрясения и, таким образом, спасать людей. Анализ больших данных на множестве станций открывает перспективы, но… не тут-то было.

Во-первых, как рассказывают некоторые исследователи в частных беседах, обмен данными между ведущими странами, полным является только на бумаге. Сейсмологическая информация скрывается как ценные для вражеских разведок данные. Из них теоретически можно выудить сведения о военных испытаниях и пр.

Во-вторых, для мировой сейсмологии есть огромные «белые пятна». И если Китай делится какой-то информацией, то, например, Иран, Северная Корея, Афганистан, контролируемый запрещенными в России талибами, информацию не предоставляет. А это огромная территория. Сейсмически активная территория!

В-третьих, данные скрывают, так как некоторые опасения появления сейсмического оружия у правительств имеются.

Итог печален: даже имея потрясающие технологии сбора и анализа данных, человечество не может прогнозировать землетрясения. Отчасти из-за глобального недоверия.