27.09.2019

Грета и политика давления

Уже все посмеялись над искажённым в эмоциональном порыве лицом Греты Тунберг на заседании генассамблеи ООН, упомянули её психическое здоровье, связь со шведским пиарщиком Ингмаром Ренцхогом и даже противопоставили аргументам 16-летней девочки-подростка свои экспертные контраргументы.

А месседж Греты очень прост: люди должны ограничить свое потребление, если не хотят стать свидетелями экологической катастрофы и отобрать будущее у своих детей. С этим, пожалуй, и спорить нет смысла – всё верно: «умное потребление» лучше бездумного, быть богатым и здоровым лучше, чем бедным и больным. И девочка говорит всё это искренне. Но при этом, как ни странно, есть и что-то искусственное, сконструированное и потому лживое в этом выступлении… И именно поэтому её появление в ООН заслуживает самого пристального внимания.

Это не случайность, не символ «экологического разворота» в международной политике, не организованная бюрократами, борющимися за бюджеты на борьбу с глобальным потеплением пиар-акция. Это символический жест, а публичная политика и строится на высказываниях, символических акциях и выражениях смыслов. Это выступление молодой, говорящий правильные банальности, «комсомолки» из Швеции может, на самом деле, быть началом политики давления на развивающиеся страны со стороны «коллективного Запада». Апелляция к глобальным экологическим (гуманитарным, информационным и иным) угрозам может использоваться ведущими мировыми державами для введения политики принуждения в отношении третьих стран, если те, скажем, ведут слишком самостоятельную политику. Китай, Турция, Россия и другие страны развиваются не по «правильному» шаблону…

В последнее время, например, всё чаще говорят о необходимости «принуждать страны, ограничивающие цифровизацию и свободный обмен данными на государственном уровне», к тому, чтобы они не мешали свободному потоку данных. Хотя тотальная цифровизация несет не только бонусы, но и угрозы, с которыми тоже непонятно что делать.

Тем не менее, утверждается, что все страны должны участвовать в создании единой «умной» системы экономики, контролируемой на наднациональном уровне. А у кого экономика, экология и всё остальное будут не «умные», тот дурак и будет наказан. Чтобы донести до широкой мировой общественности ценности, на которых будет строиться новая политика давления, нужны яркие символы. Например, эмоциональный ребёнок, с трибуны ООН, говорящий от лица молодого поколения. И ведь войны всегда начинаются во имя чьего-то «счастливого детства»…