11.11.2019

Губернаторы на доверии

Внутриполитический блок Кремля с 7 по 9 ноября провел в Подмосковье очередной семинар для вице-губернаторов по внутренней политике. Чиновникам, как рассказывают, раздали запечатанных конвертах оценки их регионов по KPI, введенным ещё в феврале этого года. Сам факт наличия подобной оценки глав, фактически даёт лоббистам и оппозиции (если таковая где-то осталась) ясные и понятные инструменты давления на власть. Хотя придумывалось это явно не для того…
Оценки выставляются на основе георейтинга Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) — закрытого опроса, которое проводится несколько раз в год. Его ещё часто называют «закрытым опросом ФСО», хотя никакого отношения к нему он, конечно, не имеет.
Что меряют? Доверие к президенту и губернатору, отношение жителей к внешней, миграционной и экономической политике правительства, а также отношение к «Единой России» и измеряют «среднюю температуру по больнице» – социальное самочувствие граждан.
Но и это не всё. Начиналось ведь с замеров протестной активность регионов и уровня патриотизма. И данные показатели никуда не делись.
Индикаторов KPI становится всё больше. Это может означать, что у власти есть ощущение некоторой общественной нестабильности и крайними могут оказаться губернаторы, которые, с одной стороны, избираемы, с другой – могут быть сняты «в связи с утратой доверия». А его меряют в рамках «закрытых опросов», результаты потом раздают в конвертах, подчеркивая «закрытый» и почти «секретный» характер этой информации. Но для действительно заинтересованных лиц результаты эти вполне доступны. Достаточно знать пару человек в соответствующих отделах Администрации президента…
По факту, складывающаяся система с применением ключевых показателей эффективности, призванная изначально сделать политическую систему надежной и непоколебимой, даёт инструменты давления на глав регионов, которых ранее не было.
Когда губернаторов выбирали на всенародном голосовании, когда не было никаких муниципальных фильтров, а победить порой мог неожиданный кандидат, во-первых, региональные начальники прилагали усилия к тому, чтобы нравиться избирателям на протяжении всего срока, во-вторых, когда смена лидера возможна преимущественно «по плану», во вневыборный период устраивать информационные войны было почти бессмысленно.
В системе, когда губернаторы назначаются, инструменты давления неопределенны. Ведь факторы, которые влияют на вероятность отставки, непрозрачны.
А вот в «гибридной системе», где глав региона сначала назначают врио, затем «пропускают через народ» (муниципальный фильтр и триумфальные выборы с предсказуемым итогом), а потом могут снять с должности при невыполнении KPI, на эти ключевые показатели можно воздействовать.
Например, организация серии пикетов и митингов. Поводов – тьма, стоит недорого, а обрушить баллы за протестность региона способны.
Вброс слухов, подрывающих доверие – тоже вполне доступная многим технология.
Кампания в социальных сетях, к которым сегодня внимание повышено, тоже довольно быстро может подорвать доверие – вопрос в бюджете, контенте и правильном таргетировании.
А еще есть технологии гринмейла, давление со стороны НКО, ЛОМов (лидеров мнений) и многое другое. Сплошь коммуникативные технологии.
И теперь, когда понятны индикаторы, на которые они должны работать, оказывать давление на глав регионов становится не такой уж безнадежной затеей.
Когда-то формируя закрытую политическую систему, Кремль старался избавиться от внешнего влияния. Но теперь создаётся среда, при которой как раз политтехнологическое воздействие на лидеров регионов существенно упрощено по сравнению с периодом, когда губернаторов выбирали. А значит оно будет.
Непонятно зачем, но власть своими руками показывает те болевые точки, которые способны, как любят говорить пропагандисты, «раскачать лодку». Теперь все знают, что почти любой губернатор держится на доверии. Пошатнуть его (умеючи) совсем несложная задача.