09.05.2020

Изменение торговли может изменить общество

С интересным заявлением на днях выступил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В ходе онлайн-конференции Urban Awards «Как изменятся города после пандемии?» он предположил, что крупные торговые центры в столице могут быть снесены после пандемии коронавируса. Согласно его видению, большие бизнес-игроки начнут создавать сотни маленьких магазинов вместо одного большого.

Это может случиться из-за того, что содержать большие площади может стать невыгодно. Особенно, когда разорившиеся в результате антикоронавирусной политики представители малого и среднего бизнеса оставят арендованные ими площади.

Собственно преимущества районных ТЦ перед гигантскими объектами эксперты замечали ещё несколько лет назад. Тогда спад покупательной способности и нежелание потребителей тратить время на долгие походы по магазинам сделали близость к дому основным критерием при выборе места покупок. Теперь же эти тенденции могут ещё больше усилиться и ускориться. 

Кузнецов «вангует», что скорее всего, это будет снос, а владельцы спокойно расстанутся с недвижимостью, реализуя землю иначе. Если прогнозы имеют под собой какие-то основания, то это приведет к куда большим социально-экономическим последствиям, чем предсказывает главный архитектор.

Если кто не читал, почитайте Джейн Джекобс «Смерть и жизнь больших американских городов» и «Закат Америки». Модные нынче урбанисты её хорошо знают.

Так вот, большой торговый центр на окраине города (как это распространено сейчас в России) – это, условно, американская модель. 

«Малоэтажная Америка», развитая дорожная сеть, огромный автопром и даже Голливуд, формирующий «американскую мечту», а по сути, средний класс в опять же американском прочтении, работают на совершенно определенную модель потребления и стиль жизни. 

Европейская модель немного другая. Крупные загородные торговые центры в качестве массового явления начали появляться там в последние 2-3 десятилетия. Гораздо позже, чем в Америке. В Европе развиты сети небольших супермаркетов шаговой доступности, фермерские лавки и продуктовые рынки, которых в Москве почти не осталось. 

По сути, когда Сергей Кузнецов рассуждает о судьбе торговых центров, он предвещает многие экономические, социальные и даже политические изменения. И, отчасти, переход от «американской» модели к более европейской. 

Если так, то нам стоит ожидать благоприятных условий для развития малого бизнеса, включая не только сферу услуг, но и для фермеров. Кроме того, возрастёт стоимость владения частным автомобилем и, вместе с этим, роль общественного транспорта. Следовательно, снизится роль на продукцию автопрома. Оставшиеся большие торговые центры будут переходить в форматы, где главными будут – досуговые услуги.

Магазины шаговой доступности формируют и укрепляют соседские общности – так называемые горизонтальные связи. В Европах подобные связи – в основе местного самоуправления. А самоуправление – в основе всех ключевых демократических институций. 

Не скрою, прогнозы Сергея Кузнецова, из которых вытекают многие социальные изменения мне нравятся, но… «Жаль только – жить в эту пору прекрасную уж не придется – ни мне, ни тебе».