10.11.2020

К чему приведёт Армению политика эмоций

Война в Нагорном Карабахе приостановлена. Вчера подписано соглашение между Азербайджаном, Арменией и Россией о пятилетнем перемирии. Азербайджан и Армений останавливаются на занимаемых ими позициях, обмениваются пленными и телами погибших, беженцы возвращаются в свои дома. Конечно, даже худой мир всегда лучше. Однако сложившееся положение дел может разрушить не только Нагорный Карабах, но и серьезно ослабить саму Армению.

Согласно тексту соглашения, российский миротворческий контингент развертывается параллельно с выводом армянских вооруженных сил. Он останется в Нагорном Карабахе сроком на 5 лет. Сегодня утром стало известно, что миротворческий контингент также введет Турция.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев сказал, что с подписанием этого заявления в конфликте ставится точка и приходит конец армянской оккупации Карабаха. Он назвал соглашение военной капитуляцией Армении.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян назвал соглашение болезненным для него и для его народа, признал, что конфликт не завершился победой. «Но нет поражения, пока ты сам себя не признал побежденным», – заявил Пашинян.

В Азербайджане сегодня начались народные гуляния. В Армении – протесты: толпа ворвалась в здание правительства и парламента, разгромила зал заседаний, а на улице остановили автомобиль спикера парламента Арарата Мирзояна, выволокли его наружу и сильно избили…

Скажу непопулярную вещь: в сложившейся ситуации полное поражение и потеря Нагорного Карабаха были бы для Армении лучшим исходом. Потому что теперь страну ждут темные годы.

Это будут годы ожидания войны, жажды крови, возмездия и реванша. Годы, когда граждане Армении в первую очередь будут ждать от своих лидеров обещания вернуть Нагорный Карабах «любой ценой». Экономику придется перестроить на военные рельсы, в ущерб и без того слабой экономике и социальной сфере. Поражение заставило бы Армению идти дальше, а сегодняшнее перемирие консервирует кризис, кратно усугубляя его.

Теперь ключевую роль во внешней и внутренней политике Еревана будут играть эмоции. Хорошо, когда речь идет об энтузиазме и надежде – они мобилизуют созидательную энергию народа. Но сейчас эмоции Армении – это обида, досада, разочарование и враждебность. С таким багажом через пять лет страна будет ещё слабее и в ещё большей зависимости от внешних сил, чем сегодня.