Си Цзиньпин прибыл в Россию с государственным визитом. Считанные часы до встречи Владимира Путина с товарищем Си. Первый разговор глав государств тет-а-тет состоялся еще вчера вечером. Сегодня встречаются делегации: сначала в узком, а затем в расширенном составах. Внимание мировых СМИ, политиков и рынков приковано к этой встрече. Но кому выгоднее всего данный визит: России или Китаю? Кто получит больше всего бонусов? Тут надо смотреть предельно трезво…
Благодаря России Китай действительно может стать настоящим вторым мировым полюсом влияния в пока ещё однополюсном мире. Ведь благодаря Москве, Пекин получает огромное моральное преимущество перед Вашингтоном. Ведь многие неудобные рычаги влияния Китаю не приходится использовать самим…
Власть – это способность навязывать свою волю другим. США в этом смысле – типичная сверхдержава. Они обладают властью во всем многообразии её проявлений. Американцы используют экономические, культурные, политические и, если нужно, военные рычаги для продвижения своих интересов.
Главным же рычагом Китая является экономика. У Пекина очень много людей, фабрик и… денег!
Но своего Голливуда у Поднебесной пока нет.
Их идеалы не заражают мировую общественность.
Авторитарный режим без оппозиции, независимых СМИ и гражданских свобод не манит к себе очередь последователей.
Но и военные механизмы Пекин практически не применяет.
Россия, в качестве партнера Китая, становится, пожалуй, недостающим звеном в политике Пекина, нарочито транслирующего миролюбие.
Китай не идет на открытое противостояние с Западом. На него идёт Россия, фактически становясь «антиАмерикой» в глазах многих, в том числе, в Европе. Многим, кстати, это нравится.
Китай, имея самую многочисленную армию мира и второй по величине военный бюджет после США, старается не использовать грубую силу. Россия же не боится стать неудобной для большинства, играя, так сказать, ва-банк.
Китай не отказывается от экономических связей с Европой и Америкой. Вместо этого он занимает роль ускользающего для России Запада – и в плане поставок, и в качестве почти безальтернативного для нашей страны рынка.
«Почему Си Цзиньпин в Москве?» – задается вопросом британская The Times. И даёт ответ: Китаю важно, чтобы Россия была на его стороне и желательно, чтобы Москва была в зависимости, без иного выбора, кроме как строить будущие газопроводы в Китай, поставлять уран, делиться военными и космическими технологиями и гарантировать, что в усиливающемся соперничестве с США Китай никогда не будет окружен врагом.
Ясное дело, британцы нам не друзья. Но стоит признать, что определенная логика в этих рассуждениях всё же присутствует.
Понимаю радость некоторых патриотов в связи с визитом товарища Си: «Россия в сложный для себя период не одна!» Но сможет ли наша страна в долгосрочной перспективе сохранить независимость и не превратиться в прокси Китая? Сохранит ли, скажем так, экономический и политический суверенитет? На этот вопрос у меня ответа нет…