Сторонники инициативы приводят данные. Приставов не хватает, они чрезмерно загружены. Сегодня у них в приоритете взыскание штрафов, долгов в пользу госструктур и алиментов. До взыскания долгов в пользу юр.лиц часто не доходят руки. Вчера об этом говорили в ТПП, где прошло экспертное обсуждение законопроекта. Документ предусматривает введение «смешанной модели взыскания по судебным актам», то есть частные приставы будут работать наряду с государственными.
Лоббисты законопроекта ссылаются на международный опыт. Такой механизм взыскания долгов уже реализован в Бельгии, Чехии, Франции, Греции, Португалии, Испании и Великобритании, говорят они.
Но есть один нюанс… Не учитывается обычаи делового оборота нашей и упомянутых стран. В рамки отечественного «делового этикета» ещё 20 лет назад легко укладывались такие методы бизнес-медиации, как «стрелки», а для взыскания долгов в ход шли утюги и паяльники. Более свежий опыт коллекторов не столь впечатляюще ярок, но тоже недалеко ушёл от 1990-х и плохо сочетается с «европейскими ценностями».
Частные судебные приставы от коллекторов будут отличаться разве что наличием прав, которыми наделены приставы государственные. Например, судебные приставы сегодня наделены полномочиями входа в помещения должников (принадлежащие им или занимаемые) и их осмотра, а в необходимых случаях имеют право и вовсе вскрывать помещение. Коллекторам это было непозволительно.
Принципиальный вопрос в том, что монополия на насилие (а взыскание долгов это часто одна из форм насилия) должна находиться в руках государства. Иначе начинается хаос и «война всех против всех».
Частные «взыскатели долгов» – это всё же не очкарики с дипломом юриста МГИМО или ВШЭ, а люди с более простыми и приземленными аргументами, которым платят за конкретный результат. И как их назовут – братки, коллекторы или частные приставы – вопрос второстепенный.
Если же приставов не хватает, то надо расширить штат приставов. Государственных. Тем более, что чиновников сейчас сокращают, а значит ресурсы на их зарплату высвобождаются.