Россия готова помогать странам Африки справиться с террористами, заявляют российские власти. И у этого решения есть два важных последствия. Первое – прямое, понятное и касается безопасности. Второе – это вопрос лоббирования экономических, а значит и политических, интересов России в Африке. И здесь возникают интересные сюжеты, которые способны заставить Запад пересмотреть свою политику на этом континенте.
Сообщается, что самостоятельно африканские страны не смогут победить терроризм, поскольку многочисленные радикальные организации проявляют высокую активность как в Северной Африке, так и в Сахаро-Сахельской зоне, районе озера Чад и на Африканском Роге. Там действует в том числе и «Исламское государство» (террористическая группировка, деятельность которой запрещена в РФ).
Российские спецслужбы и правоохранительные структуры будут помогать африканским коллегам в борьбе как с терроризмом, так и с организованной преступностью, наркоторговлей, нелегальной миграцией, отмыванием денег и пиратством.
Антитерроризм и борьба с преступностью, без сомнения, дело благое. Тем более, что такая помощь сулит хорошие дивиденды.
По факту это будет военная поддержка действующих политических режимов, их закрепление, ведь государственность на этом континенте часто очень слабая. В политологии значительную часть из ныне действующих в Африке режимов именуются «хрустальными» – они очень неустойчивы. Но при российской поддержке станут устойчивыми. И местные элиты будут многим обязаны российской стороне.
Африка, где население до сих пор живет на $1-2 месяц, богата ископаемыми: от алмазов до редкоземельных элементов, без которых невозможно развитие современных технологий.
Африка – это 83% мировых запасов платины (не только ювелирный металл, но и незаменим в лазерной технике и медицине), 76% – хрома (плазмотроны и авиакосмическая промышленность), 25% – циркония (сверхпроводник, используемый в ядерной энергетике, хим.промышленности и медицине),
Так сложилось, что африканские режимы не только бороться с преступностью и терроризмом, но и добывать свои ископаемые самостоятельно неспособны.
Так что для России их силовая и военная поддержка – это политика интересов. Экономических.
Есть ещё политика ценностей, которую практикует Запад: помощь бедным, борьба со СПИДом, спасение лесов и т.п. Эта политика так же рассчитана на получение доступа к ресурсам, но без ставок на конкретных политических лидеров. Но, в случае наличия военной поддержки африканских режимов, такие лайтовые методы влияния будут неэффективны.
И теперь вопрос заключается в том, включится ли коллективный Запад в полную силу в «борьбу с терроризмом» на Африканском континенте для того, чтобы отстаивать интересы своих компаний? Составит ли он конкуренцию России в таком формате? Возможно, сейчас мы наблюдаем то, что историки будущего смогут назвать «новой волной колонизации» Африки. И, кажется, Россия пока в авангарде.