03.10.2019

Любовь к Родине как статья в федеральном бюджете

Патриотизм, оказывается, имеет вполне конкретное денежное измерение. И в следующем году патриотизма в молодежной среде должно стать заметно больше. Ведь финансирование Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) увеличится с нынешних 7,7 млрд руб. до 11,9 млрд руб. То есть, более чем на треть. Увеличатся ли на 30% патриотические настроения?
На эти деньги будут распространять патриотический контент в интернете, проводить кадровые конкурсы и форумы вроде «Территории смыслов», «Тавриды», «Селигера» и раздавать субсидии НКО. На такой патриотизм и выделяют миллиарды. Какой из этого выхлоп – большой вопрос.
Например, на форумы участников зазывают под обещание, что они – будущие лидеры страны, а потом заменяют это патриотической накачкой и идеей борьбы с оппозицией. Смешивать патриотизм с воспитанием карьеристов странно, ведь первое – это прагматика, а второе – эмоции. Да и как повлияет «окучивание» нескольких тысяч юных карьеристов а’ля «комсомольцев» на миллионы молодых людей по всей России?
Молодежь России – это в первую очередь те, кто живет на периферии. В городах с населением более 500 тыс человек проживает лишь треть населения страны. И таких городов всего 37. Остальные две трети живут в малых городах и селах. Они не ездят на «Селигер» и «Тавриду», а пытаются найти работу у себя дома на 15-20 тыс. рублей в месяц и, по возможности, не спиться. Они знают, что из доступных им социальных лифтов остались разве что армия и криминал. А из «стабильных» работ – полиция и Росгвардия. У них нет доступа к качественному образованию, нормальному рынку труда и возможностей самореализации хотя бы в бизнесе. Многие за всю жизнь не посетят даже Москву, прожив всю жизнь в своей провинции.
Они – эти 70 с лишним процентов – не вписываются в проекты Росмолодежи.
Если мы хотим, чтобы молодежь испытывала любовь и уважение к Родине, то нужны не миллиарды на форумы, фестивали и конкурсы.
Нужно просто вернуться к старой, забытой сегодня системе, которая была в советских школах. Тогда на встречу к нам проходили ветераны и фронтовики, космонавты, герои и просто люди интересных профессий. Сегодня это могли бы быть даже бизнесмены или те, кого принято называть «лидерами мнений». Своим примером они показывали, что есть успешные стратегии даже в тех ограниченных условиях, в которых ребята в провинции находятся.
Это работа учителей, которым бы заниматься воспитательной работой, а не бумажной отчетностью. Для этого не нужны чиновники и целое отдельное Федеральное агентство. На такие мероприятия не спишешь миллиарды. Но это то, что работает. Так можно достучаться до тех, кто живет в глубинке и составляет большинство, но не является аудиторией всех этих конкурсов и форумов.
Патриотическое воспитание, когда его прямо и в лоб проводят целенаправленно и на официальном уровне редко дает результаты. Хорошо, если оно хотя бы не отпугивает подростков.