Павел Анатольевич Судоплатов – не служил в группе «А», но и в «Альфе», и в «Вымпеле» заслуженно чтят и уважают его. Это человек-легенда, который стоял у истоков всего советского спецназа. А его судьба – удивительная история, из которой вышел бы отличный сериал для Netflix или HBO.
Судите сами. Родился 7 (20) июля 1907 в семье мельника из Мелитополя. А в 12 лет – сын полка, участвовавший в боях. Чуть позже беспризорник в Одессе, контролируемой белыми… А потом Красная армия и служба в органах НКВД.
Это он, по личному приказу Иосифа Сталина, ликвидировал руководителя Организации украинских националистов (ОУН) Евгения Коновальца в Нидерландах в 1938 году, внедрившись за три года до этого в ближайшее окружение руководителей ОУН в Берлине.
Это Павел Судоплатов совместно с Наумом Эйтингоном руководил операцией под названием «Утка» по устранению Льва Троцкого в Мексике в 1940 году. Операция продолжалась два года, с момента внедрение в окружение Троцкого его будущего убийцы – Рамона Меркадера под видом бельгийского подданного Жака Морнара.
Павел Анатольевич был одним из создателей партизанского движения во время Второй мировой войны. Он возглавлял специально созданную отдельную мотострелковую бригаду особого назначения войск НКВД (ОМСБОН), которая готовила кадры для партизанских отрядов и подполья. Партизаны, по официальным данным, отвлекли на себя не менее 10% всех сил фашистской Германии и её союзников во время войны.
Судоплатов же координировал работу агентурной сети на территории Германии и занимался ведением «радиоигр» (операции «Монастырь» и «Березино») против военной разведки и контрразведки фашистов Абвер.
С 1944 года возглавлял группу «С», которая занималась агентурным добыванием и обобщением материалов по атомной проблематике.
Павел Анатольевич с 1947 по 1950 год возглавлял диверсионную работу против военных баз США, а с сентября 1950 года стал начальником Бюро № 1 МГБ СССР по диверсионной работе за границей.
И этого человека в 1953 году арестовали в собственном кабинете на Лубянке как «пособника Берии» по обвинению в заговоре. Осудили на 15 лет, которые он отбыл в полном объеме, освободившись в 1968 году. После этого он более 20 лет боролся за свою реабилитацию. Добиться её он сумел только в 1992 году…
В 1994 году, за два года до своего ухода, Павел Анатольевич опубликовал книгу «Разведка и Кремль: Записки нежелательного свидетеля». Это очень интересная автобиография, в которой описывается процесс работы советских разведывательных органов в период с 1930-х по 1950 годы и повествует о ранее засекреченных спецоперациях НКВД.
В конце жизни верный солдат Отечества, хотя и был восстановлен в звании генерал-лейтенанта и ему вернули все награды, оказался чужим для многих «своих». Например, бывший начальник внешней разведки СССР Леонид Шебаршин заявил, что «книжка Судоплатова – хорошая, но содержит много того, что может нанести ущерб нашей безопасности, – её писали американские журналисты». Так вот походя в предатели записали. А либеральная пресса называет его не иначе как «штатным государственным убийцей». Ведь и украинского националиста ликвидировал, и Троцкого и многих других, кого советская власть считала своими врагами…
Но оба эти взгляда на жизнь и судьбу Павла Анатольевича, на мой взгляд, довольно плоские. Не все люди вмещаются в привычные рамки. Тем более такие, чьей жизни хватило бы на десяток интересных и захватывающих биографий.
Для отечественного спецназа он –знаковая фигура, о которой, впрочем, не так уж часто вспоминают. Первые силы специального назначения использовали ту систему подготовки, которую когда-то, ещё в 1941, придумали в ОМСБОН. В некотором смысле, и «Альфа», и «Вымпел» и другие спецназы готовились по системе Судоплатова – великого чекиста, диверсанта и разведчика. Если бы не он, отечественный спецназ, вероятно, был бы совсем другим. И на неофициальном уровне в нашем кругу о нём говорят с уважением.
Павел Судоплатов – человек невероятной судьбы, герой и изгой – заслуженный, признанный, осуждённый и реабилитированный.