05.06.2021

Люди А. Героями бывают даже депутаты

И в Советском Союзе были теракты. И сумасшедшие, которые ради денег захватывали заложников, тоже были. И «Альфа» уже была и обезвреживала преступников в самом сердце столицы. Когда говорят об операции группы «А» на Васильевском спуске в Москве, то чаще всего вспоминается операция по освобождению корейских туристов в октябре 1995 года. Но была ещё одна, не такая громкая, но не менее знаковая операция июня 1991 года. Там людьми категории «А» оказались не только спецназовцы, но и… один народный депутат. Сегодня и представить сложно, что кто-то из так называемых «народных избранников» мог бы всерьез рисковать жизнью ради спасения других людей.

Итак, Москва, Васильевский спуск, 7 июня 1991 года. На улице лето, школьные каникулы и ещё Советский Союз. Со всей страны в столицу нашей социалистической Родины съезжаются туристы: иностранцы, семьи с детьми, группы студентов и школьников. Кто-то едет посмотреть столицу мирового коммунизма самостоятельно, кто-то – с экскурсионными группами.

В одном из туристических автобусов «Икарус», выехавшем с площади трех вокзалов, оказался террорист. Вооруженный ножом преступник взял в заложники… семилетнюю Машу Пономаренко. Он выпустил всех пассажиров, кроме девочки, и потребовал для переговоров кого-нибудь из представителей власти.

Очень быстро на месте прибыли сотрудники группы «А» Седьмого Управления КГБ и сотрудники МУРа. Операцией по освобождению заложницы и обезвреживанию преступника руководил заместитель командира группы «А» Владимир Зайцев.

— На тот момент я являлся заместителем начальника 7-го управления КГБ, — вспоминал Геннадий Николаевич Зайцев. — По указанию Евгения Михайловича Расщепова, начальника нашего управления, я выехал в район Васильевского спуска. Когда прибыл на место, там уже находились поднятые по тревоге сотрудники Группы «А» во главе с Зайцевым Владимиром Николаевичем. Были также сотрудники МУРа и других подразделений МВД. Действовал оперативный штаб, обсуждался главный вопрос: как решить эту проблему?

Обстановка была предельно напряженной. Бандит держал нож у горла ребенка и требовал крупную сумму денег – за ними уже поехали. Использовать снайперов в этой ситуации не решались, боясь случайно «зацепить» ребенка.

В тот день народный депутат РСФСР и председатель Кемеровского областного Совета народных депутатов Аман Тулеев находился в командировке в Москве. Он вышел из гостиницы «Россия» как раз в тот момент, когда преступник захватил автобус.

— Он вышел с депутатским значком на лацкане пиджака, — рассказывал Геннадий Николаевич. — Народный избранник, сразу видно! Это и требовалось террористу. Впрочем, люди хорошо знали Тулеева и без значка. Аман Гумирович в этой очень непростой ситуации проявил инициативу. Не знаю уж как он узнал о случившемся, но сам вышел и предложил свои услуги. Его быстро ввели в курс дела.

По замыслу оперативного штаба, Тулееву предстояло занести в автобус деньги и как бы нечаянно их уронить на пол, чтобы террорист нагнулся. Это было бы достаточно для его нейтрализации и, возможно, ликвидации спецназом.

Однако события развивались по иному сценарию. Видя, как нервничает и насколько непредсказуем террорист, Аман Гумироич, не дожидаясь денег, вдруг предложил себя в заложники вместо ребенка.

Он обратился к террористу:

— Не делай глупостей, парень! Опусти нож, видишь: ребенок боится. Ты ведь не убийца. Не порть жизнь себе и людям, деньги того не стоят.

Простые и даже, пожалуй, слишком наивные слова. Но преступник на удивление послушался и опустил нож.

«Альфа» сработала молниеносно: преступника задержали живым, не применяя оружия, а девочку тут же эвакуировали. Тогда, 30 лет назад это не казалось таким удивительным и выходящим из ряда вон. Что странного может быть в том, что народный избранник готов обменять свою жизнь на жизнь ребенка? Тогда действия Амана Тулеева воспринимались как смелые, но естественные.

Не знаю, кто из нынешних депутатов мог бы решиться на такое сегодня. И время поменялось, и люди.