12.12.2020

Люди А. Офицер, поэт, патриот Василий Денисов

Подполковник «Альфы» Василий Денисов. Почти 20 лет он прослужил в группе «А». Снайпер от Бога – он 9 лет был руководителем группы снайперов боевой и профессиональной подготовки нашего подразделения. Участник многих исторических событий, давно вошедших в учебники истории. Творческая личность, автор и исполнитель многих песен, среди которых посвященная 20-летию вывода Советских войск из Афганистана «Молюсь, Россия, за тебя…». Одиннадцать лет назад, 11 декабря 2009 года, он скоропостижно скончался в своей московской квартире, не дожив до 53-го дня рождения девятнадцать дней.

Родился Василий Николаевич Денисов в Москве 30 декабря 1956 года. Его отец, как рассказывал сам Денисов, работал в охране Сталина и первых лиц. Впервые пистолет в руки сыну он дал в четырехлетнем возрасте. С этого началась страсть к оружию. Многие мальчишки интересуются оружием, но не многие потом входят в число лучших стрелков.
Слагать стихи Денисов начать тоже рано, но уже в школе. Он переделывал Пушкина, «чтобы смешнее было». Учительница тогда поставила ему «двойку», но поэтический талант всё же оценила. Это своё дарование он тоже пронес через всю жизнь. Да и страсти к стихам и песни сложно было не появиться.
«В Москве мы жили на «Соколе», и к нам туда часто захаживал Володя Высоцкий, пел на кухне. Он был знаком с моим отцом. Помню также Юрия Визбора… Я тогда маленький был, но их вот хорошо запомнил», – рассказывал Василий Денисов.
После восьмого класса он ушел из школы в ПТУ №5 на Беговой. Отличный спортсмен-десятиборец, он сразу же попал в сборную завода, к которому было причислено училище.
Получив среднее образование и профессию слесаря механосборочных машин и токаря, Денисов пошел работать на завод №30 «Знамя труда». А в 1976 году отправился служить. Его записали в ВДВ. Без высшего образования, на срочной службе он сумел дослужится до прапорщика. Уникальное явление. Товарищи-десантники интересовались: не в штабе ли служил? Там-то проще всего получать звания и награды. Он отшучивался: попал, мол, в литовскую учебку в медсанбат. Но мало кто знал, что так называемый «медсанбат» – это специальное учебное подразделение разведчиков.
Уже в то время Василий Николаевич начал писать стихи и песни и заслужил звание Лауреата творческого конкурса Прибалтийского военного округа.
После срочной службы Денисов вернулся на завод. Ненадолго. Уже в апреле 1978 года ему позвонили на домашний телефон и попросили явиться на Лубянку для «серьезного разговора». Радоваться или опасаться? Пригласили его, чтобы предложить работу в КГБ. Вскоре он был зачислен на службу в Седьмое управление. То самое, на базе которого и было создано спецподразделение «А». Потом была ленинградская спецшкола и в мае 1980-го зачисление в группу «А». Когда пришла пора выбирать боевой позывной, то Василия сразу же нарекли «Артистом». Стоит ли объяснять почему…
Первая боевая командировка – в Афганистан. «Альфа» работала в составе десантно-штурмовых и мотоманевренных групп 47-го Краснознаменного Среднеазиатского пограничного округа, располагавшегося в городе Керки на территории Туркменской ССР. Денисова распределили в состав первой нештатной боевой группы, находившейся «за речкой». Это была группа из 15 офицеров под командованием Виктора Зорькина.
Практика показала, что именно подразделение из двух отделений по семь человек, плюс командир способны решать любые мобильные задачи.
«Первая командировка нашей группы «за речку» была в провинцию Андхой. Перед нами открылся городок, вернее – большая деревня. В оптический прибор я довольно ясно рассмотрел высокие заборы, называемые дувалами, высотой в 3-4 метра, домики из кизяковых кирпичей… Силами Керкинской ДШМГ и полка афганских сарбозов с четырех сторон блокировали весь городок. По нам открыли огонь», – рассказывал Денисов.
По команде «Вперед!» он определил расстояние, выставил нужные параметры, выбрал мечущуюся с оружием фигуру в чалме и поразил цель. Потом следующую… Так началась работа снайпера. И тут же закончилась. В тот день больше стрелять не пришлось. Потом были другие операции в Меймене и других локациях. Разумеется, была работа и у снайперов. «За всю командировку в Афганистан я произвел только восемь выстрелов, но все результативно», – признавался Денисов.
Потому что служба в спецназе, кто бы что ни думал, это не кинобоевик. Это точечная, хорошо продуманная и спланированная работа.
С Афгана началось серьезное творчество Василия Николаевича. Стихи и гитара помогли ему «оттаять» и психологически реабилитировать себя и других.
Но продолжалась и служба. Горячие точки в Таджикистане, на Северном Кавказе, Будённовск и множество других антитеррористических операций. Уволился «снайпер антитеррора» Денисов только в 1998 году… Это, кстати, его собственное определение, согласно его собственной градации специалистов.
Во всем мире стрелков делят на две категории: армейские снайперы и полицейские. С армейскими всё понятно: работа в условиях войны и, как правило, на длинных дистанциях. Полицейский снайпер работает на коротких дистанциях. Например, он должен выцепить одного человека. Но, по шкале Денисова, есть ещё третья категория – снайперы антитеррора. Они работают на всех дистанциях, в любых условиях, из каких угодно положений, хоть вверх ногами. И их особенность в психологической дисциплине. Ведь им куда сложнее жругих: им надо предугадать не только поведение террориста, но и пули, которая после попадания в цель может срикошетить и попасть в заложника или угодит в баллон с кислородом в салоне освобождаемого самолета. Это не просто навык точной стрельбы – это сложный и при этом мгновенный расчет множества факторов.
Подготовкой таких снайперов для «Альфы» девять лет подряд занимался Василий Денисов.
После увольнения со службы он занимался общественной работой и творчеством. Много выступал, записывал альбомы, мечтал записать альбом, посвященный памяти его любимого поэта Николая Гумилева. Но сделать это, увы, он не успел. 11 декабря 2009 года его не стало. Прошло уже 11 лет, но мы помним Василия Николаевича – офицера, поэта, патриота… настоящего человека «А».

Молюсь, Россия, за тебя,
Хоть никогда не верил в Бога.
А верил в совесть, в честь, в ребят,
С кем шел раз выбранной дорогой.
В тех, с кем делились пополам
Победы, радость и утраты.
С кем, расставаясь, каждый раз
Незримыми слезами плакал.
Молюсь, Россия, за тебя.
Со мной коленопреклоненны
Все те, кому ты дорога,
Кто носит на плечах погоны.
Честь офицера – честь твоя.
Ради Отечества и Веры
На смерть шли, жизни не щадя,
И погибали офицеры.
Молюсь, Россия, за тебя.
И прошлое передо мной всплывает:
Полтава, Рымник, Сталинград,
Суворов, Жуков и Макаров.
Не счесть имен, не счесть побед,
Заслуженно принесших славу.
Терпела все – вранье и бред.
Но грязь к святой не прилипает.
Молюсь, Россия, за тебя.
Во мне кровь павших поколений
Соединилась – примирив,
Корнета с комиссаром батареи.
Один под Ельней награжден посмертно,
Другой на Шипке голову сложил.
Их было много – русских офицеров,
На твой алтарь, Россия, положивших жизнь.
(с) Василий Денисов