Отлично помню тот майский день и глаза действующих офицеров группы «А». Хотя прошло уже 12 лет. Мы стояли на Николо-Архангельском кладбище и провожали в последний путь 28-летнего капитана Руслана Холбана. В глазах его сослуживцев читались желание и решимость отомстить за «брата». Руслан был первой потерей «Альфы» после Беслана. Первым мусульманином среди погибших сотрудников группы «А». Во время своей последней операции первым вышел на вражеский пулемет и… принял на себя огонь.
Год назад я писал небольшой очерк о нём, его биографии и приходе в «Альфу». Сегодня хочу вспомнить тот день и его последний бой. О нём известно со слов его сослуживцев и непосредственного командира – легендарного Юрия Торшина.
13 мая. Операция против хасавюртовской банды амира Арсена Асульбегова. Информация о скрывающихся в лесу боевиках появилась за несколько дней до спецоперации. Ночью сведения о местонахождении банды подтвердились. Были стянуты силы ФСБ и внутренних войск МВД. В районе селения Дылым Казбековского района и сел Эндирей, Аркабаш и Ленинаул Хасавюртовского района был введен режим контртеррористической операции (КТО).
Вспоминает Юрий Торшин:
— Май 2009 года. Чеченская республика, Хасавюртовский район, селение Эндирей — это недалеко от Хасавюрта, где-то порядка десяти километров. Горно-лесистая местность, высоты там небольшие, двести-триста метров. Достаточно густой кустарник и лес. Что касается непосредственно операции, могу сказать: практически в ликвидации бандформирования участвовало только одно подразделение из Управления «А». Перед этим хорошо поработали местные оперативники, которые обнаружили место дислокации бандитов. Это при том, что обычно приходится действовать в составе сводных оперативно-боевых групп, при поддержке и совместно с Управлением «В».
В данном случае получилось так: информация была уже получена, и надо было, не теряя ни минуты, моментально приступать к исполнению. Иначе банда могла исчезнуть, и мы бы просто работали по «хвостам». Начальником Центра Александром Евгеньевичем Тихоновым было принято решение, что ликвидация банды будет осуществляться одним из отделов Управления «А».
…Руслан на тот момент прослужил в подразделении четыре года. Накануне, буквально за две недели, он получил очередное воинское звание «капитан»… Стоило нам подняться вверх и углубиться в лес, как мы столкнулись с боевым охранением «моджахедов». Произошло моментальное боестолкновение.
Банда располагалась в достаточно большом комфортном лагере, рассчитанном на 20-25 человек. Несколько блиндажей, палатки, склады с оружием, боеприпасами и продовольствием. Эта была не временная стоянка, а хорошо подготовленная база – у них даже кухня была оборудована с газовой плитой, с соответствующей посудой для чаепитий и все это находилось под навесом.
Бой длился около пятидесяти минут. Руслан находился в передовой группе, принявшей на себя огневой удар врага. Как мы потом обнаружили, он выпустил почти полный магазин, прежде чем получил смертельное ранение в район левой части головы. Погиб он мгновенно. В горячке боя даже его товарищи и командир, находившиеся поблизости, не сразу поняли, что произошло. Руслан перестал отвечать на свой позывной.
Бой уже начал потихонечку угасать, когда мы после плотного огневого контакта вошли на базу, где обнаружили трупы боевиков, оружие, боеприпасы, батарейки для радиостанции, и так далее, — завершает рассказ Юрий Николаевич Торшин.
«Альфовцы» вскрыли крупный «чирей» – база была масштабной. Бандиты безвылазно могли там находиться от одного до трех месяцев. Позднее, когда сотрудники Внутренних войск и милиции начали вывозить продукты и уничтожать их, частично здесь же, на месте, то понадобились две «Газели».
Ликвидированные в ходе двухдневной операции главарь банды, находившийся в федеральном розыске, и его подручные, были причастны ко многим убийствам и покушениям на сотрудников правоохранительных органов Дагестана.
Веселый, открытый парень, любящий, заботливый сын и замечательный друг, честный и смелый офицер спецназа… Капитан Холбан был мусульманином, но по его просьбе был похоронен на «альфовской» Аллее Николо-Архангельском кладбище не по мусульманскому или православному обычаю, а по традиции группы «А» – со всеми воинскими почестями.
В его родном городке Агидель в декабре 2010 года одна из его новых улиц получила имя офицера Группы «Альфа» Руслана Константиновича Холбана.