22.02.2021

Люди А. Смерть на 23 февраля. Майор Евгений Жерлыгин

Истории про героев спецназа «Альфа» – это чаще всего сюжеты про бои, подвиги и смерть. Так же и про майора Евгения Жерлыгина. Это был профессионал с большой буквы. Много раз бывал в боевых командировках на Северном Кавказе, уничтожил не один десяток бандитов, освобождал заложников и смерть принял на боевом дежурстве… Но это тот редкий случай, когда действующий офицер ушел от сердечного приступа.

Женя родился 5 декабря 1968 года в Москве. Молодая семья жила тогда на улице Обуха, это рядом с метро «Курская». Назвали его в честь деда — полковника Жерлыгина, танкиста, ветерана двух войн, в последние годы работавшего в НИИ «Полюс». Родители будущего офицера «Альфы» были простыми советскими гражданами. Отец – фрезеровщик на заводе, скончался когда
сын учился в шестом классе. Мама – учительница в начальных классах.
Женя с детства мечтал о военной карьере и шёл к ней со школы. «Бредит», — считала мать. Женя однажды услышал это и сказал: «Бредит тот, кто видит в этом романтику, я же вижу в этом адский труд». Он с удовольствием слушал рассказы деда, пел с ним военные песни, особенно любил «Прощание славянки», восхищался Евгением Николаевичем — тот служил еще на финской, собирался стать танкистом, собирал все, что попадалось о танках в особую тетрадку, сшивал материалы в книжечку, клеил модели…
Понимая, что для военной карьеры нужна отличная физподготовка, хотел записаться на бокс. Пришел записываться в группу вместе с другом. Товарища на бокс взяли, а Женю нет – слишком худой, не с кем в пару ставить.
Женя очень переживал. Пришлось в легкую атлетику идти – хотя не очень ее любил, но занимался старательно. Подрос, окреп, занялся хоккеем и футболом.
Оставшись без отца, он принял решение: надо помогать матери. После восьмого класса поступил в автомобильно-дорожный техникум, чтобы специальность получить и пораньше начать работать – матери жизнь облегчить. Там он познакомился с Аней, его будущей женой.
Были мечты о службе в Афганистане, с 1988 года служба во Внутренних войсках МВД в Бийске. В танкисты, по следам деда, и в ВВС, как хотели все мальчишки, не взяли из-за роста в 1 метр 88 сантиметров. Во внутренних войсках он служил с удовольствием, а его главным напарником стала собака по кличке Гром. В архиве матери хранится фоо Евгения с Громом. В 1989-м ефрейтор Жерлыгин был награжден знаком «За отличие в службе» и вышел на гражданку. Женился, устроился на завод, но хотелось настоящего дела – такого, как у деда.
В общем, недолго он смог прожить без службы… В 1994 году, после прохождения всех вступительных испытаний и проверок, Евгений был зачислен на службу в Группу «А».
Снайпер, участвовавший в контртеррористических операциях, прошедший горячие точки, награждён орденом Мужества, двумя медалями «За отвагу», медалью Суворова и медалью «За участие в контртеррористической операции». О них рассказывать он не любил – ни товарищам, ни жене. О многих его подвигах, она, как и многие жены альфовцев, узнала случайно. При переезде как-то нашла его награды. Он десятки раз рисковал жизнью и мог умереть от пули террористов, но…
В День защитника Отечества в 2004 году, в Москве, во время обычного боевого дежурства у Евгения Жерлыгина внезапно остановилось сердце. Когда Евгений скоропостижно скончался, выяснилось, что он перенес несколько микроинфарктов, которые почему-то не уловили чуткие приборы при осмотрах. Командировки на войну, сложные и изматывающие тренировки, напряжённый график не проходят даром.
— После похорон ко мне подошел офицер, – рассказывает его мать Лариса Васильевна, – благодарил за сына, он нас всех, говорит, однажды спас. Я даже имени его не спросила, была в таком горе.
Майору было 36 лет.