Моего друга, боевого товарища и настоящего героя России Юрия Данилина мои постоянные читатели знают неплохо – ему посвящены главы в книгах «Крещенные небом», «Люди А» я посвящал ему несколько очерков в своем блоге. 8 апреля – 17-я годовщина его гибели. Сегодня я хочу вспомнить его последний день и… его подвиг.
Апрель 2004 года. У второго отдела, где служил Юра, очередная командировка в Чечню. Боевое дежурство, отработка адресов, где могут скрываться террористы.
В четверг утром, 8 апреля «Альфа» и «Вымпел» отработали по пустому вызову и уже собирались ехать на базу. Тогда пришло сообщение: в станице Шелковской видели «того самого» Абу-Бакара.
Абу-Бакар Висимбаев по кличке Одноглазый был, если так можно выразиться, боевиком с личным брендом. Личный охранник Басаева, ученик Хаттаба. Организатор покушения на президента Ингушетии Мурата Зязикова, он готовил исполнительниц теракта на Дубровке в 2002 году, на рок-фестивале «Крылья» в Тушине в 2003 году и многих других громких преступлений. По оперативным данным, он был причастен и к взрыву автобуса с персоналом базы ВВС, и к взрыву на территории военного госпиталя, и к взрыву на празднике в селении Илисхан-Юрт, где целью покушения стал Ахмат Кадыров. Ликвидировать Одноглазого Бакара хотели давно, но он был очень ловок и всё время уходил от преследования. Теперь появился ещё один шанс.
По данным источников, Висимбаев скрывался у своих родителей. Такая неосторожность была нехарактерна для одноглазого бандита? Что поверить в это было сложно. Всё равно что поджидать Усаму бен Ладена по месту прописки (если бы она у него была) и таким образом его и ликвидировать. Однако поступил сигнал и его надо было отработать. Информации об этом «адресе» почти не было. Даже внутреннее расположение комнат было неизвестно…⠀
Две «газели» у дома родителей террориста. «Вымпеловцы» оцепили здание и блокировали все выходы. В доме стройка: окна затянуты плёнкой, главный вход перекрыт, во дворе материалы и строительный мусор.
«Альфа» заходит через веранду, засыпанную строительным мусором. Он предательски хрустит под ногами. Впереди узкий коридор. Первым идёт Дима Елизаров со щитом, за ним – Саша Лялькин и старший группы Саша Колбанов. Юра Данилин в этот раз был замыкающим. Ещё двое сотрудников остались в кухне.
В большой комнате находились люди: молодой мужчина, две женщины и ребёнок. Их досмотрели, но когда направились к следующей двери, из-за неё полоснула автоматная очередь. Бандит всё рассчитал. Он не стал стрелять, когда спецназовцы только входили в полутёмное помещение: их прикрывал щит. Одноглазый дал им втянуться и открыл огонь наверняка – по тем, кто шёл за Елизаровым. Пули зацепили всех троих. При этом Колбанов, раненый в ногу, ответным огнём прикончил Одноглазого Бакара.
— Я почувствовал сначала не боль, а будто выбили одну опору, – рассказывал потом Колбанов. – Упал. Слышал, как ребята кричали: «Юра! Юра!» Я думал, что Данилин просто не успел за мной зайти. Понял, что сам серьёзно ранен: левая нога не двигалась, была как чугунная. Перенёс опору на правую, и, превозмогая сильную боль, продолжил держать дверь под прицелом.⠀
В момент огневого контакта Юрий стоял вполоборота, контролировал находящихся к комнате людей. Он успел тихо сказать: «Я ранен». И сделав несколько шагов, опустился на пол. Прибежал Максим Шатунов, сделал ему укол, оттащил к выходу. В этот момент он был уже без сознания, изо рта шла кровь. Стали его раздевать, чтобы найти рану. И нашли… Пуля сама выпала в ладонь одному из спецназовцев. Оказалось, Юру достали две бандитские пули. Но если одна попала в голень, не задев даже кости, то вторая ударила в бок и прошла навылет. Через сердце.
О ранении Юрия стало известно в расположении группы «А» в Москве моментально: за несколько минут до начала боя кто-то из штурмовой группы говорил с подразделением и не успел прервать звонок. Офицеры по телефону слышали шум боя, выстрелы и крик: «Данилин ранен…» Так о смерти Юры одним из первых узнал его брат – офицер «Альфы» Анатолий Данилин и все его друзья и коллеги.
Уничтожение Абу-Бакара Висимбаева было очень важным для установления мира на Кавказе и борьбе с терроризмом во всей России.
Начальник ЦСН ФСБ Герой России генерал-лейтенант Александр Тихонов скажет потом: «Это уровень Басаева, но если тот имел «славу», то Висимбаев – конкретную практику».
Указом президента России от 17 июня 2004 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, майору Данилину Юрию Николаевичу было посмертно присвоено звание Героя России.