С восхищением смотрю на многих старших товарищей по группе «А», которые пройдя невероятное количество боевых операций и горячих точек, вернулись и, дожив до седин, остаются активными и сильными мужчинами. Даже когда им за 80. «Альфа» – это не только закалка на всю жизнь, но и серьёзный риск. Порой там, где опасность и не ждёшь. Лейтенант Виктор Шатских погиб, недожив до своего 22 дня рождения трех месяцев. И не в горячей точке, а в Вильнюсе.
Молодой, крепкий парень из семьи военного, с детства мечтал «защищать». Его мать Валентина Шатских вспоминает: «Его любимым словом было «засисять». И он защищал всех: сестренку, маму, папу, повара Володю, старшину Сашу… и всех, всех, кого он любил». От себя добавлю, это слово с детства любимо многими офицерами «Альфы». В этом суть работы и ради этого люди «А» готовы рисковать жизнью.
Виктор всегда мечтал служить в «Альфе» и когда ему пришла телеграмма: «Лейтенанту Виктору Шатских срочно явиться в училище» он обрадовался как ребенок. «Таким я сына видела второй раз в жизни; первый – когда он поступил в военное училище», – вспоминает его мать.
Началась служба и первые боевые командировки. В том числе Баку в 1990-м, когда в Азербайджане начались армянские погромы. Вспоминает полковник в отставке Евгений Чудеснов: «Ни одной ночи не проходило без тревог; выезжали с оружием на задание, устраивали засады, задерживали по адресам «подрывные элементы». Работа была серьезной. Первое время я Виктора придерживал, оставляя на дежурстве. Однажды он зашел ко мне: «Евгений Николаевич, сколько можно?! Я готов к работе. Очень прошу, не делайте из меня вечного дежурного». И в следующий раз я включил его в боевой расчет, и в Баку он проявил себя очень достойно». Ещё, когда Виктор поступил в военное училище, мать подарила ему книгу о пограничниках подписав: «Моему сыну. Дерзай! И помни – мужество рождается в борьбе». Продолжение в комментарии
Уходя последнее дежурство, он принёс эту книгу и попросил: «Мамуль! Пусть она полежит у тебя. И дай слово,что если когда-нибудь со мной что-то случится, – никому не показывай слез.» И вот январь 1991 года, Вильнюс. В ночь с 12 на 13 января при штурме телевизионной башни советскими войсками, погибло 13 человек. Как минимум 140 были ранены. Среди погибших был и лейтенант группы «Альфа» Виктор Шатских. Такова цена выхода Литвы из состава СССР.
Тогда в телебашне его ранило в спину. Кто стрелял – до сих пор не установлено. «Помню его слова, – говорит Евгений Чудеснов. – В тот момент мы уже повернули на лестницу второго этажа: «Евгений Николаевич, у меня что-то в спине…» – «Витя, что там может быть?» Первая мысль: пикой кольнули. В руках у митингующих были национальные флаги с заточенным металлическим концом на древке. Я приказал Саше Скороходову: «Посмотри, что там», а сам побежал наверх выполнять задание. Оказалось, рана несовместима с жизнью. Нужна была помощь врачей, но кругом разъяренная толпа, выйти сложно, могли растерзать. И, тем не менее, Сергей Рассолов, было ему поручено, взял Виктора и отвез в больницу». Спасти офицера было невозможно. Он стал первым «альфовцем», погибшим на территории Советского Союза.
Виктор, 21-летний лейтенант, вернулся домой в гробу. Его ждали мать и невеста. Мать вспоминала свой последний разговор с сыном, когда он попросил сохранить книгу и не плакать, если что-то случиться. И старалась не показывать слез. Позже Президент СССР Михаил Горбачев скажет: «Мы их туда не посылали!»