13.02.2023

#Люди_А Несгибаемый Виктор Блинов

Если кого и следует называть «человеком-легендой», то Виктора Ивановича Блинова – подполковника «Альфы», который был в группе «А» практически с самого её начала – с июля 1978 го да. В конце декабря 1979 года в составе группы десантников он, 29-летний офицер КГБ, участвовал в захвате штаба афганских ВВС. А погиб он 6 лет назад, во время штурма одной из горных высот в районе сирийской Пальмиры в возрасте 66 лет. Принять на себя первый удар, выполнить самое трудное задание, прикрыть собой товарищей — в этом была его жизнь. Жизнь, оборвавшаяся в бою.

 

Родился Виктор Иванович 19 ноября 1950 года в Москве. Его отец — из большой крестьянской семьи, прошёл войну артиллеристом, был трижды ранен. После войны Блинов‐старший работал электриком — сперва в Министерстве иностранных дел, потом в Комитете государственной безопасности СССР. Мама Виктора, Галина Михайловна, умерла, когда сыну исполнилось всего семь. Вырастила его вторая мама (таковой он её и считал), Антонина Григорьевна, женщина с волевым характером. И у неё были медали — «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941‐1945 гг.».

После школы Виктор, не поступив в институт, отправился на срочную службу. Судьба не прервала семейные традиции, определив Блинова‐младшего в полк обеспечения Высших офицерских курсов «Выстрел», — вслед за отцом и дядей, Блинов‐младший стал артиллеристом.

После демобилизации он устроился слесарем на автозавод им. Лихачёва. Но мечтал молодой парень о чём‐то большем, чувствовал, что способен служить Родине совсем на другом поприще. Он знал, что сотрудники Комитета отбирают на заводе подходящие кандидатуры, но ждать, когда дойдёт очередь до него, не стал и в 1973 году сам пришёл с заявлением в КГБ при Совете Министров СССР. Это круто изменило его жизнь, хотя для соседей и знакомых он по‐прежнему оставался рабочим с ЗиЛа.

 

Блинов упорно тренировался: занимался лёгкой атлетикой, многоборьем, гиревым спортом, борьбой. Был призёром районной организации «Динамо». В июне 1978 года прапорщик Виктор Блинов был зачислен в Группу «А» Седьмого управления КГБ СССР на должность младшего разведчика. В декабре 1979‐го, состоялось боевое крещение.

Виктору Блинову и Анатолию Савельеву была поставлена задача: захватить штаб ВВС в Кабуле. В помощь дали взвод десантников. Но штурма не было…

Анатолий Савельев вспоминал:

– С ребятами по два человека прошли в здание. Спокойно, без суеты сосредотачились в одном из кабинетов. Вторая половина взвода находилась на удалении и, замаскировавшись, ждала сигнала. Солдаты, охранявшие штаб ВВС, даже внимания не обратили, когда в здание стали время от времени входить наши десантники. Примерно в 19.30 мы разоружили внутреннюю охрану. Забрали автоматы, выставили свои посты. Зашли в кабинет начальника штаба. Советник говорит ему: «Вы арестованы, сдайте оружие». Разоружили и остальных афганских офицеров. Их посадили в комнату и выставили охрану. Операция прошла без единого выстрела.

 

За Афганистан Виктор Блинов получил свою первую награду — орден Красной Звезды.

 

Потом было море самой разной работы. От рутинного обеспечения безопасности на Олимпиаде‐80 до захвата банд и особо опасных преступников.

 

«Слесарь» Блинов, как и его сослуживцы, не вылезал из командировок. Труднее всего было в семьях: как объяснить, откуда за две недели пребывания в Ярославле на лице появился афганский загар? Ведь до 1991 года, когда распался СССР и была снята завеса секретности, рассказывать о своей настоящей работе никто из них не имел права даже близким.

Тяжёлая, выматывающая работа, но такая важная и любимая, — об иной судьбе Виктор Иванович не помышлял.

1984 год. Боевая стажировка в Афганистане.

1988 год. Командировка на Кубу.

1990 год. Личная охрана руководителей Компартии Литвы в период, когда республика «уплывала» из Советского Союза.

С началом перестройки в стране заполыхали горячие точки — то одна, то другая… Спецназ КГБ и ВВ МВД стали использовать в качестве «пожарной команды».

1990 год.

Второй после Афганистана опыт реальной войны Блинов получил во время распада СССР, когда вместе с «Альфой» был направлен в Азербайджан, руководство которого намеревалось пригласить в страну иранские войска. Виктор Иванович с соратниками оказался в Нахичеванском погранотряде, на участке которого спецназовцы занимались отловом диверсионных групп, оружейных контрабандистов и ликвидацией прибывающих в страну наёмников. В этой командировке Блинов сошёлся с ребятами из «Витязя». Братские, уважительные отношения с «краповиками» и лично Сергеем Ивановичем Лысюком у него остались на всю жизнь.

 

События в Будённовске, развернувшиеся летом 1995 года, стоят особняком. Прежде ни одна страна не знала терроризма таких масштабов и такой подготовленности. Во‐первых, в захваченной больнице оказалось две сотни хорошо вооружённых (автоматами, пулемётами, гранатомётами, ручными гранатами) и хорошо обученных боевиков, с огромным запасом патронов. Во‐вторых, они загнали внутрь огромное число заложников — около двух тысяч. В‐третьих, все подходы к зданию больницы простреливались, а само здание было ещё старой постройки, с толстыми кирпичными стенами и решётками на окнах.

События тех дней детально описаны в моей книге «Будённовский рубеж». Сейчас я хочу вспомнить лишь один эпизод.

…Плотность огня была такова, что земля буквально вскипала от пуль, а под деревьями шёл дождь из посечённых веток и листьев. Атакующие залегли, появились первые потери. До больницы Будённовска, которую террористы превратили в укреплённую точку, оставалось каких-то 20-30 метров, но преодолеть их в этих условиях казалось нереальным. Поэтому бойцы с трудом поверили своим глазам, когда увидели длинную фигуру, шагающую по «мёртвой полосе» и методично, хладнокровно ведущую прицельный огонь из автомата. Это был Виктор Иванович Блинов. Он первым добрался тогда до стен больницы и… сумел вернуться живым!

Наверное, если бы я сам не был тогда там, то не поверил бы, что подобное возможно.

 

Лет десять спустя я спросил Виктора Ивановича, что он чувствовал перед боем — в Кабуле, в Будённовске, в Уфе.

— Знаешь, Алексей, каждый скроен по-своему и по-своему решает эту проблему, когда нужно не перегореть. Лично я устроен так, что по ходу операции и перед решающим моментом все эмоции уходят куда-то в сторону. Никакого мандража, волнения, только предельная концентрация на решении поставленной боевой задачи. А вот потом, когда дело сделано и наступает отходняк, нужно уметь правильно расслабиться и освободиться от последствий стресса. Для меня таким средством были сильные физические нагрузки, и перенапряжение, таким образом, выходило через усиленные тренировки. Не через алкоголь или загулы, а именно так. Просто отдых, включая выезды на природу, не давал возможности «стравить» стресс.

 

Виктор Иванович ни дня не мог прожить без тренировок. Он вставал на пробежку ни свет ни заря, бегал при любой возможности, даже в Будённовске (хотя, казалось бы, какая тренировка перед боем, когда понадобятся все силы?).

 

Виктор Блинов уволился с должности старшего консультанта штаба Управления «А» Центра специального назначения ФСБ России в 1999 году.

Среди наград подполковника Блинова — ордена Красного Знамени, Красной Звезды, «За военные заслуги», медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени с мечами.

Но и после отставки Виктор Иванович находился в отличной физической форме. В 2001 году выдержал испытания на краповый берет — это в его‐то солидные (для спецназа) годы!

 

Виктор Иванович увлекался отечественными и зарубежными фильмами про войну. Но особняком среди его любимых лент стояли «Дикие гуси» – британский боевик, снятый в 1978 году режиссёром Эндрю Маклагленом по мотивам романа Дэниела Карни «Тонкая белая линия». Фильм о группе наёмников из частной военной компании в Африке. Он пересматривал этот фильм несметное число раз. В Сэнди Янге он остро ощущал родственную душу. Даже внешне они были похожи. Крепкий, жилистый, он и в свои шестьдесят шесть тосковал без настоящего дела.

И вот его пригласили в Сирию в составе ЧВК…

Ему уже было 66 лет. Находился он в прекрасной физической форме. Его отговаривали от боев на переднем крае, предлагали штабную работу, но заслуженный ветеран «Альфы» отказался наотрез.

 

10 февраля 2017 года подразделение, в котором состоял Блинов, проводило штурм позиций «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная в России). В том бою Виктор Иванович, как и всегда, шел в первых рядах. Под плотным огнем противника подполз на расстояние броска гранаты и подавил пулемётное гнездо террористов. Однако при отходе получил ранение в живот. До последней возможности вёл бой. Эта последняя высота была взята. Но рана оказалась несовместима с жизнью…

 

Я посвятил Виктору Ивановичу главы своих книг «Крещенные небом» и «Люди А», а также клип и песню «Отставной майор».