26.09.2019

МЧС между реальным миром и аппаратными интригами

Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) может скоро не стать. По крайней мере, всё к тому идёт. Объявлено, что до конца года будут ликвидированы почти шестьсот учреждений, прежде всего в регионах. Новую современную концепцию гражданской обороны не принимают. Без Сергея Шойгу необходимость в отдельном ведомстве будто бы и пропала.

Хорошо помню как в начале 1990-х из состава министерства обороны и МВД выделяли отдельный госкомитет, а потом и отдельное министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Помню, как оно росло, ширилось и даже как в его структуре появился собственный спецназ, который быстро переименовали в спецспас. И центральный офис неподалёку от Госдумы в самом центре столицы говорил об особом отношении к ведомству. Ещё тогда мои старшие товарищи говорили, что министерство образовано под человека, а не под проблему. Они, похоже, не ошибались и мы наблюдаем вполне естественный процесс: нет человека – нет необходимости в министерстве.

И ведь действительно нет таких специальных министерств в большинстве стран мира. Справляются силами военных и полиции. Судя по всему, и у нас его функции потихоньку будут раздавать другим министерствам и, в обозримом будущем, мы можем увидеть, что МЧС вообще не станет.

Есть одно негласное бюрократическое правило: чем больше структура, тем больше влияние руководителя этой структуры. Если смотреть на ликвидацию 578 учреждений МЧС России под таким углом, то стоит признать: влияние данного министерства снижается. А вот влияние минобороны только растёт: никаких сокращений, бюджет увеличивается, популярность руководителя на высоком уровне. Без Шойгу в минобороны не было такого потока бюджетного финансирования. А в МЧС при Шойгу не было сокращения структуры, штата и бюджета.

Но остаются всё же вопросы… Сокращают, в том числе, часть пожарно-спасательных подразделений. И на фоне лесных пожаров, с которыми регулярно не получается справляться быстро и оперативно, уменьшение количества пожарных в регионах вызывает удивление. Аппаратные противостояния, статистика и бюджет – это одно. А реальный мир, где живут люди и горят леса – совсем другое.