Посмотрел интервью Алексея Навального, которое он дал Юрий Дудь пару дней назад и – скажу непопулярную вещь – это отличная журналистская работа и прекрасный медиа-образ оппозиционера. Но есть один нюанс, на который важно обратить внимание. В интервью он озвучен слишком однозначно и однобоко.
Знаю, многие мои подписчики и друзья, мягко говоря, неровно дышат и к Дудю, и к Навальному. Одни ненавидят и того, и другого. Это ж «враги народа» и «агенты» всех разведок мира одновременно.
Другие наоборот – едва ли не фанатеют. Я не люблю крайности и предлагаю посмотреть на этот кейс трезво, как на работу двух профессионалов: журналиста и политика-оппозиционера.
Дудь – один из лучших профессионалов своего дела, даже если какие-то его выводы мне не нравятся. Я сам член Союза журналистов России, проводил множество интервью, написал несколько книг, в общем, человек пишущий и кое-что об этой профессии знающий.
Интервью с Навальным – это качественно и интересно рассказанная история. Её не скучно смотреть и слушать на протяжении двух часов. Не всякий художественный фильм такой длинны хватает терпения досмотреть до конца. Повторюсь, даже если с чем-то я и не согласен.
Навальный. Посмотрите на него: такой оппозиционер нужен России. Не думаю, что он когда-то должен оказаться во власти, но как оппозиционному политику, который влияет на информационное поле, ему цены нет. Главное его отличие от зюнановых, жириновских и прочих мироновых – это… нет, не политическая риторика про борьбу с коррупцией. В отличии от них он производит впечатление живого человека, а не функции в пиджаке. Эстетически он другой и в этом, наверно, его главная сильная сторона как медиа-фигуры.
Но в этом интервью есть один нюанс, о котором все говорят, но мало кто анализирует.
Виновными в своем отравлении Навальный считает спецслужбы. Он заявляет недвусмысленно: «Это сделали сотрудники либо ФСБ, либо СВР по указанию Путина». Конец цитаты. Свой вывод он обосновывает на якобы труднодоступности «Новичка» и обстоятельствах своего пребывания в Омске.
Понимаю: он политик и должен делать громкие заявления, противопоставляя себя системе.
Но я как-то писал, что убийство Навального, тем более таким ненадежным способом, наносит вред действующей власти. Скажу вещь циничную, но правдивую… Есть способы физического устранения понадежнее.
Так вот ошибка, которую допускает Навальный, состоит как раз в том, что он считает «Новичок» «труднодоступным». Никому, мол, кроме ФСБ и СВР он недоступен. Это не так.
Чтобы понять это, достаточно общедоступной информации. Семейство боевых отравляющих веществ нервнопаралитического действия, получившее в нашей стране название «Новичок», разрабатывалось в СССР и России в период с начала 1970-х по начало 1990-х годов. Так же известно о таких разработках в ряде стран НАТО.
И я даже не о том, что «Новичок» есть много у кого. Речь может идти вообще не о спецслужбах…
Главное – это время. Вдумайтесь, этому яду как минимум более 30 лет. Десятки специалистов, которые разрабатывали эту отраву, давно разъехались по всему миру. Те, кто остался в России, давно на пенсии. И у всех у них в голове есть эта формула и технология производства. Специалистов, знающих как создать этот яд на самом деле море. Это страшно, но при наличии намерений, больших денег и «специалистов по решению деликатных задач», организовать не только слежку, но и покушение с использованием боевого отравляющего вещества мог кто угодно. Особенно, если этому «кому-то» не жалко было бы потратить на это сумму в размере от 100 тысяч до миллиона долларов. По сути, это сотни богатых людей России, у кого есть не только деньги, но также собственные службы безопасности и политические интересы.
И самое парадоксальное, что сделать это могли даже не из-за самого Навального. Он мог оказаться просто самой привлекательной мишенью. Жертвой, которая так точно ударит по… Путину, например.
Да, запросто может случиться так, что этот «спецпроект» мог быть реализован ради того, чтобы ударить по действующей власти. Например, в связи с перегруппировкой сил накануне выборов в Госдуму.
Понимаю, Алексею Навальному не очень приятно чувствовать себя «расходным материалом» в чужой игре. Возможно, по этой причине он и говорит о том, что «Новичок» во всем мире доступен лишь ФСБ и СВР. Это, повторюсь, очень далеко от истины. Но ведь в политике главное образы, символы и смыслы, а не истина…