Общественность негодует по поводу дела псковской журналистки Светланы Прокопьевой. Одни возмущены тем, что журналистку, которая оправдывала терроризм не приговорили к реальному сроку. Другие недоумевают, как вообще можно было её судить, ведь «она лишь написала авторскую колонку». Я же убежден: суд проявил удивительную мудрость.
История началась в ноябре 2018 года, когда Светлана Прокопьева в эфире «Эхо Москвы в Пскове» прочитала свой текст с размышлениями о причинах взрыва в УФСБ Архангельска, устроенного 17-летним левым террористом и анархо-коммунистом Михаилом Жлобицким. В своём выступлении Прокопьева объясняла, что поведение Жлобицукого вполне естественно, а причины взрыва кроются в социальной и политической обстановкой в стране.
Причины терроризма действительно нередко имеют не только религиозные, но и социально-политические корни. Но акты террора считать естественными нельзя.
В Уголовном Кодексе России для таких случаев предусмотрена отдельная статья 205.2, а в ней пункт 2 – «Публичное оправдание терроризма с использованием СМИ». Наказание по этой статье: либо штраф от 300 тыс. до 1 млн рублей, либо лишение свободы на срок от 5 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности. Например, заниматься журналистикой… Дело длилось более полутора лет и вот приговор штраф 500 тысяч. Многие её коллеги считают, что она действительно пострадала несправедливо. Но тут надо понимать, что есть тонкая грань между свободой слова и созданием условий для подражательства.
Дело-то не просто в наличии соответствующей статьи в УК РФ. Тем текстом Светлана фактически создавала романтический ореол вокруг образа террориста. Он, по сути, представал эдаким Робин Гудом, а органы безопасности абсолютным злом.
Такие тексты ставят под угрозу неокрепшие умы подростков, склонных к копированию поведения.
Подражательство – это, увы, не миф. Вспомните «керченского стрелка», который копируя американских школьников с оружием, расстрелял 20 человек.
Или, например, в декабре прошлого года появился «лубянский стрелок», возомнивший себя героем-мстителем и попытавшийся напасть на офис ФСБ.
Тексты, создающие четкие психологические якоря («ФСБ – абсолютное зло», «нападающие на сотрудников госбезопасности – герои») работают безотказно на людей с несформированным взглядом на мир и низким уровнем критического мышления. Колонки про природу и истоки терроризма писать нужно. Но делать это надо аккуратно и осознавая ответственность каждого сказанного и написанного слова.
Поэтому решение суда, наказавшего журналистку на 500 тысяч рублей, на мой взгляд, вполне адекватное. Не делать же из неё «узника совести» и «героя борьбы с режимом», как когда-то хулиганок из Pussi Riot, приговоренных к реальным срокам…