Вчера компартия Китая отмечала своё 100-летие. В этот день в 1921 году в Шанхае проходила первая встреча делегатов Коммунистической партии Китая. Тогда Поднебесная вслед за «старшим братом» Советским Союзом вставала на революционные рельсы истории. Брат давно сошел с пути, да и старшим быть перестал. Но тут другое важно – круглая дата символически означает, что единого пути развития у мирового сообщества всё же нет.
Не помню автора кавер версии Пушкинских строк, но они сегодня очень даже уместны.
«Прибежали в избу дети.
Второпях зовут отца:
Обманул нас Фукуяма!
Нет истории конца…»
Футуролог Фрэнсис Фукуямы в конце 1980-х- начале 1990-х усматривал в конце холодной войны идеологическую победу демократии и либерализма. А после развала Советского Союза так и вовсе ставился крест на двуполярном мире, но… оказалось, что шампанское по поводу кончины оппонентов системного либерализма открыли рано – на арену вышел Китай!
Сегодня в Пекине и по всей стране будет широкое празднование юбилея. Ещё бы, после объявленного «конца истории» и кончины коммунизма, КПК не только сумела выжить, но и развила собственную систему управления, став сверхдержавой. И никаких признаков, указывающих на скорый развал этой системы, не наблюдается. Все цветет и пахнет.
И сам факт существования Китая в том виде, в котором он существует, констатирует…
Во-первых, рыночная экономика бывает без демократии и многих гражданских свобод.
Во-вторых, «несвободный мир» может быть более эффективен в ответах на современные вызовы вроде пандемии ковида.
В-третьих, как следствие, наметившийся кризис демократий может стать затяжным для многих стран…
Любопытен ещё один момент, в котором можно усмотреть сходство Китая с Россией. Официальный китайский нарратив, отраженный в преамбуле к Конституции, опирается на «век унижений». Он начинается в 1840 году, когда ослабленная Империя Цин подверглась нападению западных держав во время двух Опиумных войн. – А Мао Дзэдуну удалось воссоединить Китай, изгнав националистическое правительство Гоминьдана, бежавшее на Тайвань в 1949 году…
Есть что-то, напоминающее риторику о развале СССР как «величайшей геополитической катастрофе» и периоду «лихих 1990-х», которые стали нашим «веком унижений».
Такое наше родство – не плохое и не хорошее. Но, возможно, оно отчасти объясняет сегодняшний «исторический выбор» между Западом и Востоком в пользу последнего. Возможно и правда «обманул нас Фукуяма»?