Отказ штабов Навального проводить митинги протеста до весны можно понять. Формат еженедельных несогласованных оппозиционных прогулок наткнулся на крепкую «стену непонимания» со стороны властей. Стена выглядела как многочисленные сотрудники Росгвардии и полиции, зачищающие улицы городов от протестующих.
Призывать людей выходить на улицы 6 и 7 февраля в таких условиях, даже не пытаясь согласовать акции, было бы преступлением. Потому руководитель региональных штабов Алексея Навального Леонид Волков, находящийся из соображений личной безопасности за границей, заявил, что в ближайшее время не планирует проводить акции протеста и новые «прогулки» могут начаться уже весной.
Несогласованные акции протеста в поддержку Навального прошли 23, 31 января и 2 февраля. Они сопровождались задержаниями участников. За это время по всей России, по данным СМИ и правоохранительных органов задержаны тысячи участников протестов. Это множество административных, а то и уголовных дел. Это сотни испорченных биографий и десятки поломанных судеб. И будто бы почти нулевой результат для оппозиции, но…
Для оппонентов власти он на самом деле не нулевой. Как и для самой власти. В плане развития ситуации «выиграли» все политические силы, если здесь вообще уместно говорить о каком-то выигрыше. Или же проиграли все, но…
Профит оппонентов политического режима легко читается в сегодняшних заголовках:
– Глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель прибывает в Москву, чтобы в числе прочего обсудить дело Алексея Навального
– Байден призвал немедленно освободить Навального и пригрозил санкциями
– Президент Польши увидел в России угрозу атлантической безопасности
– Экс-президент Лех Валенса номинировал Навального на соискание Нобелевской премии мира
Это стремительный рост значимости фигуры Навального. Можно было бы сказать, «кольцо сжимается». Но, с одной стороны, политическому режиму это позволяет говорить о враждебном окружении и оправдывать этим жесткие меры внутри страны. С другой стороны, опять же заголовки красноречивы. Достаточно одного единственного:
– Ни одна страна ЕС не предложила новые санкции против России из-за Навального.
Иными словами, с внешним давлением у оппонентов не складывается…
Власть не ослабла, а даже в некотором смысле укрепилась.
Возможности продолжать протесты у оппозиции сейчас нет.
Призывать к борьбе, попивая кофе в тихом европейском кафе, где сейчас находится Волков и другие находящиеся на свободе соратники Навального, не вполне этично, да и неэффективно.
Но нельзя не признать: возвращение, арест, осуждение Алексея Навального, акции в его поддержку и всё, что было после изменило политическую реальность в стране. На это ушёл всего месяц. Главное, что произошло – внутриполитическая повестка дня сейчас формируется не в одном центре, как раньше.
Нельзя не признать: начались изменения, которые пока, может быть, не так уж бросаются в глаза. Но не стоит забывать и то, что перемены не всегда происходят в лучшую сторону…