Комитет по экономической политике и промышленности выступил с новой инициативой: запретить использовать транспортные средства, «достигшие предельного срока эксплуатации». Моя позиция проста: проблему старых автомобилей надо решать, но не через запреты.
Во-первых, инициатива депутатов бьет по самым незащищенным слоям населения – пенсионерам, инвалидам, жителям малых городов и сел. Автомобиль в семье необходим, а позволить новое ТС люди не могут. Нельзя забывать: пенсии в стране – 10-15 тыс. рублей, а за пределами МКАД люди часто выживают на зарплату 15-20 тыс. Этим россиянам фактически хотят запретить пользоваться авто.
Во-вторых, подержанные автомобили одного и того же года выпуска не одинаковые. «Жигули» с 15-летним пробегом по России и праворульная «Тайота» – это принципиально разные автомобили. Жители Дальнего Востока уже выражали протест, когда депутаты хотели запретить эксплуатацию автомобилей с правым рулём. Новый запрет они так же не примут.
В-третьих, дальнобойщики. Это малый бизнес, самозанятые. Это те люди, которые обеспечивают себя и свои семьи сами и не просят ничего у государства, работая на собственных грузовиках. Их машины чаще всего, независимо от возраста, в отличном состоянии – для дальнобойщиков это второй дом.
Единственный выгодоприобретатель – так называемый «отечественный» автопром. Они заинтересованы в увеличении финансирования программ утилизации. То есть, это в чистом виде лоббирование узкоотраслевых интересов в ущерб интересам многих социальных групп.
Но «отечественного» автопрома уже почти не существует. По факту есть только локализация иностранного производства. АвтоВАЗ принадлежит группе Renault, КамАЗ – частично компании Daimler.
Проблему старых авто следует решать не запретами, а подъемными кредитными ставками на покупку новых авто, снижением дорожного налога, скидками при расчете стоимости ОСАГО и т.п. В Минпромторге в адекватности запретительного подхода тоже сомневаются.
Пора бы уже запретить запрещать.