17.11.2022

«Вежливые люди». Не патриотическая, а опасная постановка

Скандальную непрофессиональную театральную постановку «Вежливые люди», которую авторы смело называют «патриотической», предстоит проверить прокуратуре. Это уже не новость. Нашлись представители общественности, которые не просто высказали своё «фу» в интернете, но и обратились в надзорный орган, посчитав насилие, продемонстрированное в так называемом «спектакле», чрезмерным. Я уже писал, что я думаю об эстетической и этической стороне этого скандального действа. Отдельно хочу остановиться на воспитательной и педагогической стороне.

Владимир Владимирович утверждал: «Театр — не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло» (Маяковский В.В.). Поэтому детям и подросткам показывать нужно то, что мы хотели бы увидеть в нашем будущем, а не то, что мы хотим свести к минимуму. Всё, что зритель увидит на сцене под этим увеличительным стеклом, намертво впечатается в его сознание. Детское сознание особенно.
Показываем насилие и агрессию – получаем агрессивных и злых подростков. Демонстрируем благородство, ум, любовь и самоотверженность и на выходе получаем здоровых членов общества, ответственных граждан.

Есть в психологии и социологии так называемая ролевая теория. Так вот, согласно этой теории, у человека под воздействием среды, если говорить предельно кратко, формируются типовые модели поведения или роли. С этими «ролями» он потом идёт по жизни.
Эмоциональный опыт, который человек переживает в разных обстоятельствах, надолго фиксирует «типовые модели поведения». Все, наверно, обращали внимание, как после выхода какого-то популярного фильма подростки начинают копировать поведение, манеру одеваться и говорить, присущую главному герою.

Что будет копировать молодой человек, оказавшийся на спектакле, где люди истошно орут, надевают мешки на голову и демонстрируют насилие во всем его многообразии?

Сила искусства не в том, чтобы, фигурально выражаясь, вытаскивать на всеобщее обозрение кровь и кишки, тем самым шокируя и пугая публику. Ужас и мурашки по коже должны возникать у зрителя от недосказанности.
Процитирую Майлза Дэйвиса – трубача, который вдохновил три поколения джазовых музыкантов: «Важны не те ноты, которые звучат. Важны те, которые не звучат».

Иными словами, патриотизма от безвкусной демонстрации насилия не прибавится, а вот вред психике от спектаклей вроде «Вежливых людей» может быть вполне ощутимым и долгоиграющим.

Почему-то вспомнилась короткая цитата из романа Гюстава Флобера «Воспитание чувств»: «Эти солдаты были безжалостны. Те, кому не пришлось участвовать в сражениях, хотели отличиться. Это был разгул трусости…»