Белорусский ОМОН не справляется – слишком много людей на улицах Минска. На фоне неутихающих многотысячных митингов Александр Лукашенко с завидной регулярностью говорит об угрозе внешнего вторжения со стороны стран НАТО и из России, которая вновь стала ему братской, поскольку обещала помочь военным вмешательством в случае чего. Теперь он, кажется, только и ждёт повода подавить протесты танками и бронетехникой. И желательно российскими, а не своими. Александр Григорьевич всеми доступными ему способами демонстрирует: живым он сдаваться не собирается. Обеспечение его безопасности становится очень интересным вопросом.
Протесты в Минске начались ещё до выборов, когда всех более-менее заметных оппонентов действующего президента упекли за решетку. Вторая волна началась после того, как протестующих против арестов попытались разогнать. Потом была третья, связанная с несогласием с объявленными результатами голосования, которая не спадала, нарастая с каждым днем.
Каким бы профессиональным и многочисленным ни был ОМОН, он не способен противостоять митингу из сотни или нескольких сотен тысяч нарочито мирных человек. Есть единичные провокаторы, настроенные на силовое противостояние, но люди пока не ведутся на провокации.
Массы требуют отставки Лукашенко. Разогнать их не получается. Сам он уходить не собирается. Не уходит он – не уходят и люди с улиц. А кто-то уже поговаривает: нет Лукашенко – нет проблемы. Возможна ли физическая ликвидация Александра Григорьевича?
Кадры и профессионализм.
Службы безопасности президента республики Беларуси (СБПРБ) Лукашенко создал практически сразу после своего избрания на первый срок – в октябре 1994 года. У истоков стояли элитные подразделения КГБ и МВД – группа «Альфа» и главное управление госохраны МВД.
Руководство и доверие.
За 26 лет Лукашенко поменял 12 начальников СБПРБ. Это говорит об осторожности Лукашенко и крайней степени недоверия даже к собственным охранникам. Или даже особенно (!) к ним. В прошлом году экс-главу службы безопасности президента в 2007- 2014 гг Андрея Утюрина приговорили к 12 годам лишения свободы, признал его виновным в получении взятки в $192 тыс и подозревая в связи с российскими спецслужбами.
Деньги.
В законе «О государственном бюджете» на 2019 год на данную службу было выделено $18 млн. По сравнению с аналогичными службами Германии или России – копейки. Но смотря с чем сравнивать… На аппарат Совета Министров РБ в этом году выделено $5 млн, на Национальное собрание – $9 млн. Но у СБПРБ и статьи расходов другие: не только зарплаты, но и командировки, международные перелеты, вооружение, спецтехника и т.п.
Что теперь?
В последние дни заговорили о российских спецбортах, которые стали чаще летать в Минск. По неофициальной информации, на них могут быть и специалисты, которые консультируют Службы безопасности Лукашенко и, якобы, даже помогают обеспечивать его неприкосновенность, предоставляя технологии, оборудование и… кадры. Ведь если Лукашенко не намерен сдаваться и идти на уступки протестующим, то очень вероятным исходом конфликта становится его физическое устранение. Сможет ли его СБПРБ гарантировать ему сохранение жизни – вопрос: их методы работы ближе к советским, а не к современным, материально-техническая база тоже не самая передовая, бюджет довольно скромен, да и с доверием к своим силовикам у Лукашенко не очень, как можно убедиться по частой смене начальников его охраны.
Наши спецслужбы способны гарантировать ему безопасность. Интересно, что он мог пообещать взамен?