Есть политика сиюминутная, эмоциональная, популистская – ради хайпа и голосов избирателей. Политика на короткой дистанции. Но есть ограниченное количество тем, где надо проявлять ответственность. В таких вопросах и определяется качество политиков и политики. Глобальная безопасность – одна из таких тем, которая не терпит легковесности.
Весной и летом этого года я несколько раз уже писал о том, что в феврале 2021 года истекает срок действия договора СНВ-3, подписанного в 2010 году между Россией и США. Он предусматривал сокращение арсеналов развёрнутых стратегических ядерных вооружений двух ядерных держав. Теперь требуется подписать новый договор, иначе – гонки вооружений будет не избежать.
Причем не только между Москвой и Вашингтоном, но и другие страны с ядерным арсеналом к ней вынужденно присоединятся, чтобы быть «на уровне».
И это не только пресловутый Китай, который сейчас служит тормозом для заключения нового договора. В списке, помимо упомянутых трех стран, Великобритания, Франция, Индия, Израиль, Пакистан, и КНДР.
И это не только сделает мир менее безопасным…
Увеличится взаимное недоверие между странами, которое и сегодня-то непонятно куда девать.
Новую актуальность обретут амбиции некоторых держав на обладание ядерным оружием.
Ресурсы, которые страны могли бы потратить на социальное и экономическое развитие, борьбу с голодом, бедностью, болезнями, будут потрачены на инфраструктуру войны и уничтожения. В конце 1980-х-начале 1990-х это уже привело к разорению, а затем и к развалу нашей страны. Хорошо от этого никому не стало.
Договор нужен. США отказываются его заключать без Китая. Что предлагает Россия?
Владимир Путин предлагает решение. Хот бы временное, если Штаты не готовы принимать долгосрочные решения.
Он говорит о необходимости сохранить действующий договор как он есть и в течение года постараться найти какой-то компромисс. Чтобы и США с Россией, и весь мир не остались без всякой правовой базы, ограничивающей гонку вооружений.
Но… в США сейчас выборы президента и, кажется, пока нет никого, кто мог бы принимать решения, осознавая ответственность не только за собственный рейтинг, но и за глобальную безопасность. Появится ли такой человек в Америке после выборов – вопрос. Ведь и Трамп, и Байден уже пообещали не признавать победы своего оппонента. А значит, они будут продолжать играть на публику. И пусть, как говорится, весь мир подождет. А часики тикают. И время играет не в пользу безопасности…