10.06.2021

Стрелок из Адлера – симптом большой патологии

Все уже знают про 61-летнего «героя» из Адлера Вартана Кочьяна. Вчера он расстрелял из незарегистрированного охотничьего ружья двух судебных приставов, которые приехали к нему в сопровождении спецтехники, чтобы привести в исполнение решение суда – снести его магазин, который признали незаконной постройкой. Решение он это оспаривает в вышестоящих судебных инстанциях, но приставы спешат: «захваченный» участок находится в самом центре города, недалеко от моря – земля привлекательная для многих.

Словесный конфликт перерос в стрельбу. Два пристава скончались на месте, третий сумел убежать.

Преступник не пытался скрыться, а когда приехала полиция, он сдался им сам, не оказав сопротивления. В сети гуляют видео, из которых очевидно: стрелок – не псих, не террорист, не головорез. Просто накипело!

Сам он объясняет свои действия просто: «Это родительская земля. В этих домах я живу с четырех лет. Они довели. Не хотелось так, конечно».

На видео Кочьян не испытывает особого сожаления и уверен, что правда на его стороне. Он практически пребывает в образе героя фильма «Ворошиловский стрелок», который берет на себя функции судьи и палача, наказывая «негодяев», которых не хочет трогать карающая рука государства.

Но во вчерашней истории есть нюансы.

Убитые – не негодяи, а винтики системы, простые исполнители чужой воли. А «правда», которую защищал стрелок, не такая уж и очевидная.

Но поражает реакция на случившееся со стороны общества. Вчера от нескольких ветеранов спецназа выслушал мнение: «Адлерского стрелка можно понять». «Как же его понять?» – спрашиваю. И объяснение находится у всех разное. Каждый вспоминает свои истории несправедливости, собственный опыт столкновения с бездействием или, наоборот, чрезмерной деятельностью правоохранителей, личные обиды на государство…

Наслушавшись оправдательных речей «в защиту» стрелка с незарегистрированным стволом, становится понятно: этот частный случай – вовсе не частный. Это отражение настроения значительной части общества, в глазах которой этот преступник – не убийца, а борец за справедливость и вообще жертва.

Это тревожный симптом, так как его поступок – проявление радикализма на грани с экстремизмом, в одном шаге от терроризма. И это «можно понять» – показывает, что «патология» становится вариантом «нормы».

Психическая норма, согласно действующему определению ВОЗ, «этический стандарт, модель поведения, рассматриваемая как желательная, приемлемая и типичная для той или иной культуры». И если Вартана Кочьяна правда «можно понять», то мы наблюдаем процесс радикализации общества, где такие случаи будут повторяться снова и снова. И выбор у государства и общества простой: либо профилактировать подобное поведение, осуждая подобные проявления, либо быть готовыми к тому, что «в любой непонятной ситуации» граждане будут хвататься за оружие.