04.02.2020

В Ухане чихают, а форум отменяют в Сочи

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о переносе проведения Российского инвестиционного форума, запланированного на 12 – 14 февраля 2020 г. в Сочи. Официальная причина во вспышке коронавирусной инфекции в Китае и в предупреждении её проникновения на территорию России. Новая дата проведения не обозначается.
Так внезапно вирус в Китае ударил не только по Поднебесной, но и по России.
Более 10 лет назад американский эксперт Нассим Николас Талеб ввел термин «черный лебедь». Это такие труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия. Короновирус стал «черным лебедем» для Китая.
Многие страны приостановили транспортное сообщение с Китаем, отказались от поставок сельхозпродукции и ряда других товаров, вводят другие ограничения.
Вчера, 3 февраля, коронавирус обрушил китайские фондовые биржи, открывшиеся после праздников. Индекс Шанхайского рынка упал на 7,7%. Компании, входящие в него, подешевели за день на $375 млрд. Паника охватила нефтяной сектор: сырье марки Brent подешевело на $12 — до $56 за баррель. А это уже существенно влияет на российскую «углеродозависимую» экономику. Аналитики понизили ожидания по росту ВВП Китая в I квартале (январе–марте) с 6,3% до 4,9%.
Китай на сегодняшний день является крупнейшим партнером России. Наш торговый оборот в 2018г. составил $108,2 млрд. Для сравнения оборот с США составил лишь $25 млрд.
Так что отмена Сочинского форума, хотя и связана с новой инфекцией, но дело не в заразе.
Реальные переговоры по сделкам проходят задолго до мероприятий, на которых объявляют о новых партнерствах. А Китаю сейчас не до форумов, на которых заключают долгосрочные экономические соглашения – у них «черный лебедь», рынки «штормит», им вообще сейчас не до нас. Потому нам и приходится отменять на неопределенный срок инвестиционный форум. Чтобы он просто не был пустым. И это только видимая, событийная часть проблемы. Реальное же влияние китайского вируса на нашу экономику пока даже сложно представить. Это и наш «черный лебедь», потому что чихают в Ухане, а голова болит у нас.