В конце сентября издание AldriMer, которое публикует критические статьи об обороноспособности и политике безопасности Норвегии, со ссылкой на источники в разведывательных службах сообщило: «на материковой части Норвегии и на архипелаге Шпицберген были замечены бойцы российского спецназа».
Посольство России в Норвегии опровергло этот информационный вброс. Норвежская сторона тоже, но им на это потребовалось полторы недели. Видимо, потребовалось время, чтобы выяснить, что же творится у них на границах.
Есть несколько моментов, заставляющие думать, что мы имеем дело с манипуляцией, целью которой является банальное получение госфинансирования в рамках оборонного бюджета.
Последние 8-10 лет в Норвегии наращивается военный бюджет. Сейчас он составляет $7,12 млрд, а ещё десять лет назад $5,48 млрд. И это при том, что подданные королевства против роста военных расходов. Значит, их надо убедить в том, что враг на пороге – у них же демократия и распределять казну как заблагорассудится, сложно.
Случайно ли новости о том, что «Норвегия обеспокоена активностью России на границе» появляются регулярно, начиная с 2015 года?
Совпадение ли, но в том же 2015 году в Норвегии вышел 18-серийный сериал «Оккупированные» с неплохим по меркам ТВ бюджетом $11 млн, в том числе бюджетного финансирования. В сериале рассказана вымышленная история о том, как Россия, с одобрения Евросоюза, вторгается в Норвегию и новое правительство прекращает нефте- и газодобычу в Северном море. В интересах России, разумеется.
Идёт целенаправленное формирование общественного мнения: Россия не дремлет – нужно больше денег на вооружение и укрепление границ.
Симптоматично, что последнее сообщение было опубликовано в издании, финансируемым рядом норвежских бизнесменов, связанных с судостроением. Среди спонсоров AldriMer инвестор Кристен Свеас, а также Эрлинг Лоренцен, который был женат на дочери короля Норвегии Олафа V. Оба судовладельцы и судостроители.
Большая часть границ страны – береговая линия. Основа обороноспособности – флот. То есть, при наращивании военного бюджета, львиную его долю получат судостроительные верфи.
А страх перед Россией, похоже, просто удобный повод для получения бюджета.