Порой хочется просто посмотреть в глаза тем советникам мэра Москвы Сергея Собянина, которые придумывают решения вроде свежего – обязать с 12 октября работодателей перевести не менее 30% сотрудников на удаленку и каждый понедельник отправлять в мэрию их персональные данные – номер мобильного телефона, автомобиля, проездных карт «Тройка» и «Стрелка».
И речь даже не только о том, что сотрудники чаще всего не давали согласия на сбор и передачу своих номеров телефонов и проездных билетов. На такие формальности власти уже давно не обращают внимание.
Но решение о переводе сразу трети сотрудников на удалёнку полностью оторвано от реалий бизнеса. Авторы-изобретатели, как может показаться, либо являются выпускниками заочного отделения некого провинциального телегостроительного ПТУ, либо специально придумывают не как помочь налогоплательщикам, а как лишний раз собрать с них побольше штрафов. И здравый смысл, и борьба с пандемией в этой истории явно не на первом месте…
Следить за реализацией указа будет Объединение административно-технических инспекций города с помощью выборочных проверок. А его нарушение будет грозить компаниям штрафами в несколько сотен тысяч рублей или… приостановлением деятельности.
Чем обоснована цифра в 30%? Её кто-то рассчитывал, обосновывал, просчитывал последствия? С какого потолка она взялась? Ответа на эти вопросы нет.
Как нет ответов на другие простые казалось бы вопросы…
Как перевести на удаленный формат работы сотрудников заводов и фабрик?
А работников сети химчисток, где почти нет менеджеров и дизайнеров, а в основе физический труд?
Как перевести треть сотрудников на удалёнку продуктовым магазинам, где работают продавцы, грузики и уборщица?
А кафе и рестораны… Как повара и официанты будут стряпать бизнес-ланчи и разносить их по столикам?
Можно было бы перевести на надомную работу бухгалтеров… Но они и так у большинства предпринимателей не в штате – на аутсорсинге в специализированных конторах, либо эти услуги предоставляют «банки для бизнеса».
У производственных компаний, у предприятий сферы услуг, да и вообще у любого так называемого «реального сектора», есть только три выхода.
Первый. Отправлять в оплачиваемые отпуска треть сотрудников и дополнительно нагружать оставшихся, выплачивая им дополнительно за переработки. То есть, терять прибыль и увеличивать издержки.
Второй. Принять «мертвые души» в штат, чтобы тут же отправить их на несуществующую удаленную работу. Издержки увеличиваются вместе с рисками попасться.
Третий. Работать как работали, надеясь на авось. Вдруг, не попадут в выборку и огромного штрафа удастся избежать. Но шансы невелеки – большой брат следит…
Любой из вариантов не улучшает эпидемиологическую ситуацию и гарантировано ведет к потере прибылей и прямым убыткам.
Недобитый предыдущим локдауном бизнес добьют сейчас? Ведь многим, кто еле выжил весной, придется теперь просто закрыться.
Причем эта жертва с большой вероятностью будет напрасной – в частных разговорах сотрудники мэрии признаются, что к середине ноября могут опять закрыть всех поголовно. А сегодняшние указы, видимо, для отчета наверх: работаем, применяем меры, не бережем ни себя, ни бизнес…
Наверно, более гибкий подход был бы логичен. Но здравый смысл из мэрии, кажется, ушёл на удалёнку раньше всех.